• Популяризация физической культуры у ребят.
  • Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.
  • Воспитание чувства патриотизма.
  • Развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности;

Участники: три ведущих в стилизованных русских нарядах, две команды по 8 человек, группы поддержки.

Место проведения: спортивный зал.

Определение победителей: команда победителей определяется по максимально набранным очкам.

Награждение: команда победителей награждается почетной грамотой и сладким призом.

Звучит песня А.Н.Пахмутовой «Богатырская наша сила». Затем музыка несколько приглушается. Объявляется общее построение спортсменов.

1 Ведущий:

Ай во славном граде Абакане,
Да во школе-то одиннадцать,
Правил там делами физкультурными
Молодой князь со боярами.

2 Ведущий:

Порешили те бояре разузнать –
Кто де будет разудал богатырь?
Понесли гонцы тот указ во все концы:

3 Ведущий (в наряде гонца):

А и гой еси,
Разудалы, добры молодцы!
Собирайте вы дружины славные,
Да попробуйте вы силу богатырскую!
А во каждой во дружине да по 8 человек,
Да поддержки группу собирайте,
Принесут они очки дружинам вашим.

1 Ведущий:

И собрался народ честной
Посмотреть на силу богатырскую
Да на удаль молодецкую,
Поддержать дружины да во трудный час.

2 Ведущий:

Поприветствуем дружины наши славные,
Да послушаем, откуда прибыли:

(Представление команд в стиле русских былин).

3 Ведущий:

Рассудить бои ратные
Мы попросим князей русских…

(Представление судей в стиле: князь Иванов Александр свет Владимирович).

1 Ведущий: Слово молвит Светлейший князь…

(Главный судья говорит приветственную речь).

2 Ведущий:

Светлейший князь повелевает:
Коль доверили мне рассудить бои,
Повелеваю, перед началом,
Клятву произнести…

3 Ведущий и капитаны команд произносят слова клятвы:

От имени дружины ратной
Заверяю, что бороться будем
В бою честном
И земли родной не посрамим!

1 Ведущий: Традиционно на Руси битвы начинались с боя богатырей – поединщиков,

Победа богатыря усиливала моральный дух дружины.

Так и мы начнем состязания наши.

2 Ведущий: На поединок приглашаются два самых ловких и сильных богатыря от каждой дружины.

Описание конкурса: участвуют по два человека от каждой команды. Один играет роль всадника, другой – роль богатырской лошади. Всадник, сидя верхом на коне, при помощи захватов и толчков старается вывести из равновесия и «выбить из седла» другого всадника. Побеждает тот, кому удаётся «удержаться в седле".

3 Ведущий: Начинаем состязанья богатырские,

Да посмотрим, как наши богатыри

Будут «булавой» махать…

Описание конкурса: соперники, стоящие на гимнастической скамейке друг напротив друга, имея в руке «булаву» (набитый мешок), различными ударами должны сбить соперника со скамьи.

1 Ведущий: Поглядим, чем порадует нас поддержка ……………(имя богатыря)

(Группа поддержки одной из команд показывает своё выступление)

2 Ведущий: Позабавьте-ка вы нас, добры молодцы,

Глазом зорким, рукой твёрдою!

Описание конкурса: преодолевая препятствия, участники должны добежать до «огневого» рубежа, бросив дротик (копьё-дартц), поразить им цель (воздушный шар) и передать эстафету следующему участнику.

3 Ведущий: А вот и поддержка дружины ………(имя 2 богатыря)

(Группа поддержки показывает своё выступление)

1 Ведущий:

Пока готовятся дружины к сечи,
Поиграем с их болельщиками,
И каждый правильный ответ
Дружинам баллы принесёт!

В проведении викторины для болельщиков участвуют первый и второй ведущие, поочерёдно задавая вопросы.

Вопросы для викторины:

  1. Каких русских богатырей вы знаете. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Василий Буслаев.)
  2. У одного из русских богатырей была дочка, которая тоже выросла смелой да удалой. Недаром смогла она собственного мужа спасти от гнева князя Владимира. Как её звали, и каким образом она смогла перехитрить князя? (Василиса Микулишна, дочь Микулы Селяниновича. Спасла своего мужа Ставра Годиновича, нарядившись в платье мужское татарское и представившись послом из Золотой Орды.)
  3. С кем пришлось сражаться Илье Муромцу. (С Соловьём – разбойником возле речки Смородинки, с Идолищем поганым, с Калином – царём.)
  4. Как назывался головной убор богатыря? (Шлем.)
  5. При создании какого военного головного убора ХХ века за основу был взят богатырский шлем? (Будёновка.)
  6. Как назывался тяжёлый панцирь, сплетённый из металлических колец. (Кольчуга.)
  7. Чтобы орудовать этим рубящим холодным оружием, надо иметь немалую силу. Оно состоит из клинка и рукоятки. Часто, в древности, в рукоятку воины засыпали горсть родной земли или клали мощи святых, отсюда пошёл обычай целовать оружие перед боем – считалось, что прикосновение к нему даёт особый оберег его владельцу. (Меч.)
  8. Это колющее оружие на длинном древке. Из-за длинной рукоятки обычно поединок воинов «один на один» начинается с использования именно этого оружия. (Копьё, пика.)
  9. Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им своё тело. (Щит.)
  10. Оружие для удара непосредственно по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжёлой круглой ударной части. (Булава.)

Во время проведения викторины со зрителями, команды готовятся к следующему конкурсу «стенка на стенку».

1 Ведущий: Следующее испытание: «стенка на стенку».

Описание конкурса: соперники должны различными действиями уничтожить воздушные шары, привязанные к поясу соперника.

2 Ведущий: Порадуют нас русские девицы хороводом.

(Девочки танцуют спортивный танец.)

3 Ведущий: Говаривали в старину: «Один в поле не воин».

Поглядим, как сойдутся в сраженье дружины…

Описание конкурса: команда должна забросить воздушный шар в кольцо своего капитана (капитан держит обруч).

1 Ведущий: В последнем бою силой богатырскою

Помериться выйдут дружины наши ратные…

Описание конкурса: перетягивание каната командой в полном составе.

2 Ведущий: Пока готовит речь свою светлейший князь,

Полюбуемся красою русскою.

(Демонстрация моделей спортивной одежды.)

3 Ведущий: Слово молвит светлейший князь…

(Слово предоставляется главному судье, он оглашает результаты состязаний в русском народном стиле и вручает награды.)

1 Ведущий: Мы вспомнили сегодня русских богатырей, от которых по преданию, и пошла сила русских воинов, героев, которые защищали землю русскую.

2 Ведущий: Спасибо, дорогие гости, за то, что вы пришли на нашу встречу!

Завершается праздник, звучит песня А.Н.Пахмутовой «Богатырская наша сила».

Елена Зайцева
«Богатырские состязания». Сценарий спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста

ЦЕЛЬ :

Продолжать развивать сотрудничество ДОУ и семьи в формировании у детей патриотических чувств.

ЗАДАЧИ :

Повышать интерес детей и родителей к совместной деятельности.

Расширять знания детей об историческом прошлом Древней Руси.

Развивать физические качества (сила, ловкость, выносливость, быстрота) .

Совершенствовать двигательные способности детей .

Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.

Развивать творчество, побуждать детей к активным самостоятельным действиям.

Создавать атмосферу доброжелательности, дружеского состязания и веселья .

Воспитывать у детей чувство уважения , гордости к своей Отчизне.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА :

Чтение былин, сказок о русских богатырях .

Обогащение словарного запаса детей словами - архаизмами : богатыри , доспехи, вооружение (копьё, булава, колчан со стрелами, щит, лук, шлем, кольчуга) .

Совместный просмотр детей и родителей мультфильмов о русских богатырях .

Заучивание пословиц о смелости, о героизме.

Рассматривание иллюстраций, картин художников о русских богатырях .

Ход РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

ПОД МУЗЫКУ ДЕТИ И РОДИТЕЛИ ВХОДЯТ В ЗАЛ, ВСТАЮТ ПОЛУКРУГОМ.

ВЫХОДЯТ ВЕДУЩИЕ - СПЕЦИАЛИСТЫ В РУССКИХ КОСТЮМАХ.

ВЕДУЩИЙ :

Ой, вы, добры молодцы да красны девицы. Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую, да на игры веселые, чтобы был у нас мир да лад, да согласие.

ВЕДУЩИЙ :

Пришло нам письмо в детский сад от трех славных богатырей . Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича.

Мы стояли за Русь много лет и зим,

Не жалея сил да и времени.

Чтобы Русь никогда, на все времена,

Воевать, разорять было некому.

ВЕДУЩИЙ :

Велено до вас

Довести сейчас указ!

Нынче встретиться должны

Разудалые богатыри !

Поле брани мирным будет

Победивший же добудет

Дружбу, славу и признанье.

Все кто здесь – на состязанье !

ВЕДУЩИЙ :

А кто же такие богатыри ?

ДЕТИ :

Защитники Родины, воины, смелые, мужественные люди.

ВЕДУЩИЙ :

Вы правы, богатыри – это защитники земли Русской. Они славились невиданной силой, безграничной храбростью.

Подвиги русских богатырей описаны в былинах .

Кто слагал и рассказывал былины о богатырях ? Создателем былин был народ, а рассказывал былины сказитель. Так называли человека, который сказывал, рассказывал русские народные былины и сказки. Как сказитель рассказывал былины?

ДЕТИ :

Сказывал, как песню, и играл на гуслях.

ВЕДУЩИЙ :

Да, действительно, сказитель ходил из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях – богатырях , об их подвигах, о том, как они одолевали врагов, защищали родную землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Сказитель так и говорил :

ЗВУЧАТ ГУСЛИ.

Расскажу я вам про дела старые ,

Да про старые , про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские !

Подвиги русских богатырей отражали в своих картинах художники. Посмотрите на картину В. М. Васнецова «Богатыри »

ВЕДУЩИЙ :

Кто находится в центре картины?

ДЕТИ : Илья Муромец.

ВЕДУЩИЙ :

Как вы догадались, что это Илья Муромец?

ДЕТИ И РОДИТЕЛИ : Он самый старший , могучий, мудрый.

ВЕДУЩИЙ :

Кто слева от Ильи Муромца?

А кто справа от него?

ДЕТИ И РОДИТЕЛИ :

Добрыня Никитич слева, Алеша Попович справа.

ВЕДУЩИЙ :

Как одеты богатыри ?

ДЕТИ И РОДИТЕЛИ :

На тело надета кольчуга – рубашка из металлических колечек. На голове – шлем. Есть доспехи : у Ильи Муромца копье и булава или палица, у Добрыни Никитича меч, а у Алеши Поповича лук со стрелами.

ВЕДУЩИЙ :

Богатыри всем своим видом показывают, что они готовы в любую минуту вступить в бой с врагами и защитить родную землю русскую.

Вот так художник изобразил богатырей .

Какая мощь! Какая сила!

Какой богатый колорит !

Здесь каждый блик, оттенок

О мастерстве нам говорит!

А богатырская застава ,

Что на краю земли стоит,

Внушает гордость за страну, державу

И не предаст, и защитит.

Ты посмотри, их только три,

Но все они… Богатыри .

ВЕДУЩИЙ :

Композиторы тоже, очень много произведений посвятили защитникам земли русской. Давайте послушаем фрагмент музыкального произведения, которое посвятил богатырям композитор А . Бородин. А называется эта музыка - «Богатырская симфония » .

ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ «БОГАТЫРСКОЙ СИМФОНИИ » А. БОРОДИНА

Как называется это музыкальное произведение?

Кто написал эту музыку?

Кому она посвящена?

Какая эта музыка по характеру?

Да, в этой музыке чувствуется удаль, бесстрашие, смелость, сила, отвага русских богатырей .

ВЕДУЩИЙ :

А сейчас, мы дружно встанем

Раз, два, три! Мы теперь богатыри !

ИГРА-ЭСТАФЕТА «СОБЕРИ БОГАТЫРЯ В ДОРОГУ »

В каждой дружине выбирается богатырь , его следует собрать в дорогу.

Дружинники по сигналу должны добежать до отметки, взять любую часть богатырского гардероба (сапоги, плащ, кольчуга, щит, шлем, меч, прибежать обратно, передать эстафету следующему. Богатырь одевается . Побеждает дружина, которая первая собрала богатыря в дорогу .

ВЕДУЩИЙ :

Верный конь во всех сраженьях –

Богатырский чудо – конь ,

И конечно, без сомненья

Здесь понадобится он.

Какой же богатырь без коня ? И сейчас посмотрим, как наши молодцы умеют держаться в седле. Надо на коне объехать курган и вернуться обратно.

ЭСТАФЕТА «БЫСТРЫЙ БОГАТЫРЬ »

Каждой дружине предлагаются мячи – хопы с ушками для детей , мяч диаметром 20 см для взрослых. Дружинники – дети скачут на мячах – хопах, дружинники – взрослые прыгают, зажав мяч между колен. Побеждает дружина, первой выполнившая задание.

ВЕДУЩИЙ :

Позабавьте – ка вы нас, добры молодцы, глазом зорким, да рукой твердой. И сейчас проведем мы наглядный урок, кто из богатырей самый меткий стрелок.

ИГРА-ЭСТАФЕТА «САМЫЙ МЕТКИЙ БОГАТЫРЬ »

По сигналу, дружинники (дети и взрослые) берут малый мяч, проползают в обруч, добегают до обруча – «корзины» (держат взрослые) и забрасывают мяч в корзину. Побеждает дружина, забросившая больше мячей.

ВЕДУЩИЙ :

Кто сильнее всех у нас,

Мы сейчас узнаем.

Удалых богатырей

Всех мы приглашаем.

А сейчас дружины встанут

И возьмутся за канат,

Дружно за него потянут,

А тянуть надо назад.

За канат держитесь дружно,

Перетянуть друг друга нужно.

ИГРА-АТТРАКЦИОН «СИЛУШКА РУССКАЯ»

(Перетягивание каната) .

Дружинники, дети и взрослые, встают друг за другом и берутся за канат с двух сторон. По сигналу тянут, каждая дружина в свою сторону. Побеждает дружина, перетянувшая соперников на свою сторону.

ВЕДУЩИЙ :

О героях богатырях , о смелости богатырской русский народ придумал пословицы. Давайте их вспомним.

* Не родом богатырь славен , а подвигом.

Кто смел, тот на коня сел.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Моё богатство – сила богатырская , моё дело – Руси служить.

В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.

ВЕДУЩИЙ :

Если богатырь стоит на страже ,

То может быть уверен каждый,

Что от врагов любых защищены

Все рубежи родной земли!

ИГРА – ЭСТАФЕТА «БОГАТЫРСКИЙ ЩИТ »

По сигналу каждый дружинник (взрослый и ребенок) перепрыгивает через препятствие, добегает до стола, берет часть, украшенного русским орнаментом, разрезанного щита и бегом возвращается обратно. Выигрывает дружина, которая первая из разрезанных частей составит щит .

ВЕДУЩИЙ :

Богатыри не только воевали , но и умели веселиться. Сейчас и мы с вами посоревнуемся, да и весело попляшем.

А сейчас не зевай,

Булаву быстро передай!

ИГРА «ПЕРЕДАЙ БУЛАВУ»

Дружинники-дети и взрослые стоят в кругу. Под русскую народную мелодию передают друг другу кегли (3-4 штуки) . На окончание музыки те участники игры, у кого кегли, танцуют в кругу.

ВЕДУЩИЙ :

Не перевелись на Руси богатыри , показали свою удаль молодецкую, силушку могучую. Не запятнали чести богатырской .

ВЕДУЩИЙ :

Этот смел, а тот удал,

Этот силу показал.

И поэтому по чести

Чай попить нам нужно вместе.

СОВМЕСТНОЕ ЧАЕПИТИЕ.

Сценарий «Богатыри земли русской»

Тема защиты Отечества волнует многие поколения. Хочется верить, что и вы вырастите неравнодушными к своей истории, будете знать своих героев.
У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше - тем ярче и светлее становится в памяти потомков светлый образ народных героев. Они, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения своему Отечеству.

- Ребята, как называется наша Родина? (Россия, РФ)

В древности наше государство называлось Киевская Русь или просто Русь. И жили в ней русы – люди о которых слагали легенды.

Для того, чтобы узнать на какую тему мы сегодня с вами будем беседовать нужно отгадать загадку:


Силен, как вольный ветер, Могуч, как ураган Он защищает землю От злобных басурман!

Он силой доброю богат, Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Кто это?
Дети: это богатырь.

Сегодня мы поговорим о Богатырях русских. Тема нашего классного часа «Богатыри Земли русской»

Какова Цель нашего классного часа?

Расширить знания о защитниках земли русской

Какие задачи вы перед собой сегодня поставите?(узнать о богатырях и их подвигах) Чем славится богатырь? (Своим подвигом)

Какие ассоциации возникают у вас со словом «богатырь»? (сильный, смелый, бесстрашный, защитник, заступник, справедливый воин силач …)

А как трактует значение этого слова толковый словарь?

Обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова. (Слайд 4)

Богатырь 1) герой русских былин, совершающий воинские подвиги во имя Родины.

2) человек безмерной силы, стойкости, отваги.

Русский художник - Виктор Михайлович Васнецов, (Слайд 12) изобразил на своей знаменитой картине портреты самых известных богатырей. (Слайд 13)

Как вы думаете, как называется эта картина? Картина так и называется "Богатыри".

(демонстрируется репродукция картины В.М. Васнецова "Богатыри")

Что вам помогло догадаться, что название картины "Богатыри"?

Над картиной "Богатыри" Васнецов работал около 20 лет.

На фоне безбрежной степи художник изобразил трех богатырей, стоящих на страже границ.

Назовите, какие богатыри на ней изображены? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Где тут самый старший богатырь?(это Илья Муромец)

А где самый молодой богатырь?(Алеша Попович)

Чем заняты богатыри? (Все трое зорко всматриваются в даль; не грозит ли русской земле беда.)

Они готовы встать на защиту Родины. За ними вся русская земля - ее поля, леса, реки.

А как богатыри защищали нашу Родину? Илья Муромец – одержал победу над соловьём разбойником, Алёша Попович одержал победу над Тугарином змеем. Кто может рассказать о тугарине змее? это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз " змея ". Добрыня Никитич защищал от монголо- татарского иго.

    Откуда был родом богатырь Илья?


(Из Мурома, из села Карачарова)

    Откуда родом был Алеша Попович (из Ростова)


3. Назовите имя богатыря, который грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п.. (Алеша Попович)


4.Назовите имя богатыря, который в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну. (Добрыня Никитич)

5. О каком богатыре идёт речь? Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости. Память о нём, народная любовь к нему сохранилась до сих пор. Ему воздвигнуты памятники. Его именем называют военную технику (Илья Муромец)

Как называются народные песни, в которых прославляются подвиги богатырей? (былины)

Издавна любили на Руси в долгие зимние вечера или непогоду собираться вместе. Плели сети, чинили рыболовные снасти, мастерили разную домашнюю утварь, а сказитель (исполнитель народных былин) нараспев сказывал былину.

- А что же такое «былина»?

Давайте Обратимся к словарю . (Слайд 7)

Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.

(русское народное песенное сказание)

Слово «былина» - происходит от слова «быль», то есть то, что ты было на самом деле. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.

Давайте послушаем игру на гуслях.

Кто может рассказать былину об Илье Муромце, в которой говорится о том, что Илья 33 года не мог вставать?

Его ноги были парализованы. Но однажды в дом пришли странники. Они так просили больного принести им воды, что Илья не выдержал и попытался встать. Ему это удалось, он принес воды, но странники велели ему пить самому. Он выпил воды, исцелился и приобрел огромную силу. Странники рассказали Илье, где найти богатырского коня и доспехи и отправили Илью к князю Владимиру. По дороге русский богатырь совершил подвиг, защитив город Чернигов от кочевников.

- Каждый может стать богатырем. Что для этого необходимо . (Ученики отвечают смелость, сила, смышленность и находчивость.)

Когда богатыри собирались все вместе, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят. Я вам сейчас предлагаю померится силами в знании военных пословиц. Я буду называть начало пословицы, а вы должны её продолжить.

Не родом богатырь славен, …………. а подвигом.

Лучше того дела нет, …………. чем родную землю от врагов защищать.

Смелому горох хлебать, ……… а несмелому и щей не видать.

1.Наша армия не одна, а с нею вся (страна).

2.Бой не каравай - рта (не разевай).

3.В бою нужна смекалка, отвага и (закалка).

4.Большая заслуга – выручить в бою (друга).

5.Сам погибай, а товарища (выручай).

6.Чем крепче дружба - тем легче (служба).

7.Паникёр и трус – как на плоту лишний (груз).

8.В разведку ходи – да лучше (гляди).

- В жизни каждого есть место подвигу. В наше время на земле русской есть ли Богатыри?

(Ребята отвечают) ДА. Охарактеризуйте людей, которые в наше время являются богатырями – это люди разных профессий, которые охраняют нашу землю, делают её богаче, а также отдают свои жизни для спасения других, защищают её от врага? Кого вы можете назвать богатырями нашей земли? (танкисты моряки, подводники, пехотинцы, пограничники, дисантники, лётчики, ракетчики)(пятилетняя девочка из Воронежской обл, которая при пожаре спасла своих братьев и сестер была награждена медалью «За отвагу при пожаре»

Лётчика Олега Пешкова, который погиб в Сирии во время выполнения боевого задания. Погибшему пилоту Олегу Пешкову посмертно присвоено звание Героя РФ.

Александра Позынич, который был убит во время спасательной операции. Он был награжден орденом мужества.

Этой же награды удостоен выживший штурман бомбардировщик Константин Мурахтин. )

И сегодня на классном часе, мы вспомним, каких героев - защитников земли русской вы знаете, а о ком - то расскажем вам что - то новое. Ребята нашего класса приготовили доклады о некоторых героях -защитниках. Вы должны внимательно слушать докладчиков, так как впереди у на будет работа по группам и эта информация может вам пригодится

II. Рассказ об Александре Невском. _______
- "Не в силе Бог, а в правде". Эти слова святого князя Александра, сказанные перед битвой на Неве, стали символом всех ратных подвигов нашего народа. После этой победы над шведами благоверный князь получил прозвище Невский. Бесстрашный воин, искусный дипломат, прозорливый государственный деятель - все эти дарования Господь соединил в личности князя Александра Невского. "Солнце земли Русской…" - так называл князя его современник митрополит Кирилл. Таковым остался он в памяти народной от лет древних до наших дней. Вы, конечно, слышали, что в конце прошлого года в телевизионном проекте "Имя России" всенародным голосованием таковым именем назван князь Александр Невский.
Послушайте рассказ о нём.

Рассказ об Александре Суворове. ______
- Благодарные потомки вот уже несколько столетий вспоминают имя
Александра Васильевича Суворова . Блестящий полководец, бесстрашно воевал с турками и французами. Его воспитанниками были не менее известные полководцы - защитники нашего Отечества: Кутузов, Багратион, Раевский.
Послушайте небольшой рассказ об
Александре Васильевиче Суворове .

* Выступление учащегося 6 класса.

VI. Рассказ о М. И. Кутузове. ________________________________________
- Хочу проверить, вы внимательно слушаете. О каком не менее известном и великом полководце - ученике А. В. Суворова, я уже упоминала? (О Кутузове)
Это российский полководец и дипломат. С военных лет он отличался военными и дипломатическими достоинствами.

Послушайте рассказ об Михаиле Илларионовиче Кутузове.

VII. Рассказ о К. Г. Жукове. ______________
- А сейчас вопрос на засыпку. За выдающиеся заслуги в нашей стране до 1991 года присваивалось высокое звание Героя Советского Союза. Какому единственному человеку в нашей стране звание Героя Советского Союза было присвоено четыре раза?

(Маршалу Георгию Константиновичу Жукову.

И за какие заслуги?

Первое звание он получил за окружение и разгром крупной группировки японских войск в районе реки Халхин - Гол в 1939 г.; второе - за успешно проведённую летом 1944 г. стратегическую операцию "Багратион", в ходе которой от фашистской оккупации была освобождена Белоруссия; третье - за Берлинскую наступательную операцию в апреле - мае 1945 г., по завершении которой была разгромлена крупнейшая группировка гитлеровских войск и взят Берлин. В 1956 г. за большую организационную работу в Вооружённых Силах СССР на посту министра обороны страны Г. К. Жуков был награждён четвёртой Золотой Звездой Героя Советского Сою-за.)

Послушайте рассказ о детстве Георгия Константиновича.

* Выступление учащегося 6 класса.

Спасибо нашим докладчикам. Они поделились с нами очень интересной и полезной информацией. А сейчас я вас попрошу разделиться на 2 группы. Каждая группа получит свою карточку с вопросами. Вы должны совместно выполнить это задание, после чего мы вместе со всеми выслушаем ваши ответы.

Заключение:

Давайте, подведём итоги нашего классного часа. Имена каких великих людей – защитников нашей земли русской, сегодня мы вспомнили?
(Ответы детей: Александр Невский, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Г. К. Жуков; полководцы Багратион, Раевский; русские богатыри; защитники Москвы)


- Обо всех ли героях-богатырях мы поговорили сегодня? Конечно, нет. Их тысячи. И каждый из вас может стать героем, богатырем. Как говорится, Богатырями не рождаются, Богатырями становятся. И происходит у всех по-разному )
Что необходимо сделать, что бы стать героем, богатырем.
(оберегать и защищать простых людей, защищать собственную землю)

Ученики делают вывод, что богатырь, герой никогда не предаст Родину.

Что вы узнали нового СЕГОДНЯ?об истории нашей родины и о её первых защитниках, о героях нашего отечества, о былине об Илье Муромце

Что вам больше запомнилось?

(Героические подвиги богатырей, и подвиги героев отечества)

Готовы ли вы стать на защиту нашей страны, если это будет необходимо? (поднимите руки)

Мы Отчизне верно служим

- Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом-

Слава им, борцам суровым,

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

Спасибо за работу. Занятие окончено.

Валентин Иванович ДикУль (род. 1947) - выдающийся атлет нашего времени. Он выполнял на арене цирка два неповторимых силовых номера: удерживал на своем теле металлическую «пирамиду» весом в одну тонну, а на спине - автомобиль «Волга» (при этом нагрузка составляла 1570 килограммов). Уникальность этих номеров еще и в том, что выполнял их атлет после травмы позвоночника. Почти семь лет он не мог двигаться. С помощью тренажеров собственной конструкции сумел восстановить прежнюю форму. Сейчас В. И. Дикуль возглавляет Центр реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями церебрального паралича.

Сценарий внеклассного мероприятия 1, 2, 3, 4 класс. Русские богатыри

Конкурсная программа для детей 1 —4 классов

РЕКВИЗИТ

«кольчуги»-рубахи, шлемы, пояса, мечи, щиты, копья (гимнастические палки), палицы (палки с закрепленными на конце мешками);

изображения Змея Горыныча на ватмане (два комплекта);

На заднике сцены изображения двух богатырей, сражающихся мечами. Картину венчает надпись: «Не перевелись еще богатыри на Руси».

Звучит русская народная мелодия. Выходит ведущий.

Ведущий. Испокон века у русских людей была в особом почете сила. Иностранцев их мощь буквально поражала. О самых могучих богатырях складывали былины, сказки, художники писали картины, народ сочинял песни. Ребята, а каких богатырей вы знаете?

Ответы детей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Никита Кожемяка, Святогор...

Ведущий. Богатыри не только побеждали вражью силу несметную, но и просто забавлялись своей силой, как бы сейчас сказали — тренировались, постоянно держали себя в форме. Они плавали, поднимали тяжести, были хорошими борцами.

Каждый школьник знает про Олимпийские игры в Древней Элладе. А были ли у русских свои состязания? Были!!! Как и греки, наши предки мерились силой, устраивали свои ристалища. А кто из вас, ребята, знает, что означает слово ристалище?

Ответы.

Ведущий . Правильно, это турнир, состязание, соревнование.

В сегодняшнем ристалище будут участвовать две команды. Справа от меня команда «Никита Кожемяка», слева — «Добрыня Никитич». В первом соревновании наши богатыри покажут свою быстроту и ловкость.

КОНКУРС «НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ»

Участники выкладывают на скорость название своей команды из спичек. Кто быстрее справится с заданием, тот и победит.

Ведущий. Я обращаюсь к участникам и ко всему зрительному залу: во что были одеты богатыри? Какое у них было оружие? (Кольчуга, шлем, меч со щитом, лук, копье, палица).

КОНКУРС «ОДЕНЬ БОГАТЫРЯ»

Участвуют по восемь человек от каждой команды

Вся команда должна экипировать своего богатыря. Весь необходимый комплект одежды и доспехов («кольчуга»-рубаха, шлем, пояс, «копье» — гимнастическая палка, «палица» — гимнастическая палка, на конце которой прикреплен мешок, наполненный синтепоном) находятся на расстоянии 4—5 метров от команды. По сигналу ведущего первый участник, добегая до доспехов, берет один предмет костюма, например, кольчугу, возвращается в команду и одевает богатыря. Затем в игру вступает второй участник и т. д., пока богатырь не будет полностью одет. После этого он садится на коня (палка с вырезанной и прикрепленной на нее мордой лошади), «объезжает» куб и возвращается в свою дружину. Победит команда, которая выполнит задание быстрее.

Ведущий . Как известно, самым умелым пловцом среди русских богатырей был Добрыня Никитич.

И приехал он ко батюшке Днепру-реке,

И вздумал он покупатися,

И вздумал он, удалой доброй молодец, потешиться.

И стал он, серый селезень, поплавати,

И стал он, ярой гоголь, поныривати.

И в другой былине про Добрыню говорится, что он горазд был плавать по быстрым рекам: «да нырнул он от бережка ко другому». Проверим, как умеют плавать наши богатыри.

КОНКУРС «ПЕРЕПРАВА»

Участвуют по десять человек от каждой команды. Задание: добежав до стола, участник надевает шлем, берет обруч и возвращается к команде. Взяв второго участника в обруч, он «переправляет» его на другой берег и т. д.

Ведущий. Илья Муромец славился тем, что умеючи жонглировал увесистой палицей

КОНКУРС «ЖОНГЛИРОВАНИЕ ПАЛИЦЕЙ»

Участвуют по три человека от каждой команды. Участники сбивают «палицей» восемь расставленных кеглей. Для каждого участника свой вариант расстановки кеглей: клином, кругом, по прямой.

Ведущий. Часто богатырям приходилось сражаться с нечистой силой. Наибольшее количество сражений выпало на долю Ильи Муромца. Ему пришлось применить не только свою удаль, но и хитрость, чтобы одолеть всем известного Соловья-разбойника. Посмотрим, на что горазды наши богатыри.

КОНКУРС «СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК И ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»

В роли Соловья-разбойника выступают команды Их задача — пересвистеть противника.

Ведущий. Среди всех «соловьев-разбойников» самым звонким оказался (имя, фамилия), а в другой команде имя, фамилия). Мы приглашаем их и просим занять места вот на этих «деревьях»-стульях.

Соловья-разбойника мы победили, но осталось чудище трехголовое, с которым придется богатырям помериться силушкой.

КОНКУРС «ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ»

Участвуют по восемь человек от каждой команды. Змей Горыныч нарисован на листе ватмана. Рисунок разделен на восемь частей. Участники в порядке эстафеты разбирают чудище на части и приносят трофеи в дружину. В конкурсе оценивается быстрота и слаженность команды.

Ведущий. Богатырь Микула Селянинович славился тем, что забрасывал сошку за ракитов куст, а во владении копьем не было ему равных.

КОНКУРС «МЕТАНИЕ КОПЬЯ»

Участвуют по одному человеку от каждой команды. Участникам предлагается метнуть «копье» как можно дальше. Каждому участнику дается по три попытки.

Ведущий . Добрыня Никитич был несравненным борцом, побеждал даже более сильного Илью Муромца, брал не столько силой, сколько смекалкой, ловкостью, умением использовать особый прием. А ну-ка, богатыри, покажите свою смекалку.

КОНКУРС «РАЗВЯЖИ ПОЯС»

Участвуют по одному человеку от каждой команды. Участники на талии завязывают широкие пояса. По сигналу ведущего необходимо развязать пояс у противника.

Ведущий. Про богатыря Святогора на Руси говорили, что он мог поднимать неимоверные тяжести не только двумя, но и одной рукой. Приглашаю наших богатырей помериться силушкой.

КОНКУРС «НА ОДНОЙ РУКЕ»

Задание : возьмите одной рукой две кегли и мяч и донесите их, не уронив, до стола и обратно.

Ведущий . И по сей день славится сила богатырская. Соревнуются молодцы в ловкости, умении бороться, в плавании, прыжках... И сегодня веселые игрища мы заканчиваем состязанием «Перетягивание»

КОНКУРС «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ»

Участвуют по десять человек от каждой команды. Задание: взявшись за пояс друг друга, перетяните дружину противника на свою сторону.

Подведение итогов, награждение победителей состязаний.

Татьяна Бовырина
Сценарий праздника «Богатыри земли русской»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» п. Пруды.

Конспект занятия по теме : «Богатыри земли русской » .

Выполнила Бовырина Т. А.

Воспитатель подготовительной группы

МАДОУ детского сада «Буратино» .

п. Пруды 2015 год.

Занятие в подготовительной группе

«Богатыри земли русской » .

Цель : Продолжать формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси , великих русских богатырях земли русской .

Задачи : Продолжать знакомить детей с оружием богатырей , оживить представления о былинных героях : Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Формировать патриотические чувства к Родине и её истории, продолжать развивать у детей внимание, выдержку, память, воображение, воспитывать чувство гордости за богатырскую силу Руси , уважение к русским воинам , желание им подражать.

Предварительная работа : Рисунки на тему «Богатыри » , коллективные и индивидуальные беседы с детьми о богатырях , организация сюжетно – ролевой игры «Моя семья» . Чтение произведений о русских богатырях .

Средства : Магнитофон, выставка рисунков, доспехи, видео проектор

Участники : Дети подготовительной группы

Количество детей : 14 детей

Место проведения : старшая группа

Способы : индивидуальные, групповые.

Ход занятия:

Выбирается жюри, представляется.

Дети под музыку входят в зал, встают полукругом.

Ведущий : Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются) .

Ой, вы добры молодцы, да красны девицы, собрались мы с вами на беседу добрую, да славную, чтоб был у нас мир лад и согласие. Беседовать мы о делах былинных, о славных богатырях земли нашей русской . Поведём мы рассказ сегодня, про седую старину, про дела бывалые, подвиги удалые. Чтоб красны девицы, послушали, чтоб добры молодцы, призадумались.

Давайте проведём богатырские состязания . Делитесь ка вы на две дружины славные, покажите свою силушку богатырскую , да удаль молодецкую. А вы девицы красавицы словом добрым помогайте, а коли надо выручайте.

Дети делятся на две команды. Добры молодцы и богатыри (значки) .

1 задание : Приветствие.

Добры молодцы :

Добры молодцы в строю едином

Всех дружнее и храбрей

И на честный поединок мы зовём богатырей .

Богатыри :

Победить желает каждый

И в команде слабых нет

За приветствие даётся стрела.

Воспитатель : Давайте посмотрим на экран. (На экране слайд, на котором изображён древний русский город ). Жизнь наших предков была трудной, им приходилось бороться с врагами, которые нападали на Русь. А кто охранял в те далёкие времена русскую землю ?

Дети : Богатыри (слайд с богатырями )

Кто такие богатыри ?

Дети : Силачи, воины, борцы, люди которые защищают Родину от врагов.

Воспитатель : А какие они были?

Дети : Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные, и т. д.

Воспитатель : Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Они охраняли нашу Родину от врагов.

Даём стрелу

Воспитатель : Каких богатырей вы знаете ? (Называют по 1 слову каждая команда) .

Дети : Никита Кожемяка, Вольга Святославович, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, Илья Муромец, Святогор.

Воспитатель : Давайте посмотрим на картину, мы её рассматривали. Как она называется?

Дети : Три богатыря . Васнецова.

Воспитатель : Кто изображён на картине?

Дети : Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Воспитатель : А с кем боролись герои богатыри ? (Отвечают по очереди)

Дети : С Соловьём разбойником, Змеем Горынычем, Тугариным Змеем, Кощеем Бессмертным, татарами, с врагами, нападавшими на Русь.

Воспитатель : Кто находится в центре картины? Отвечают Добры молодцы.

Добры молодцы : Илья Муромец. Он самый старший, могучий, опытный богатырь . Коня Ильи Муромца звали Бурушка. Он родился в городе Муроме. В детстве у Ильи отнялись ноги, и он не мог ходить. Исцелили его калики - странники, они попросили попить и наградили его силой богатырской .

Команда Богатыри :

Слева от Ильи Муромца Добрыня Никитич. Он из знатного рода, у него доспехи богаче , чем у других богатырей . Он боярского сословия. Коня у него звали Белюшка. Родом Добрыня Никитич из Рязани.

1 и 2 команда вместе :

Молодой богатырь Алёша Попович . Он самый весёлый и удалой. Он сын попа, священника. Он родом из Ростова.

Даём стрелу.

Воспитатель : Давайте я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.

1 команда :

Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных плетут.

(Кольчуга)

2 Команда :

Железная шапка с острым концом, А спереди клюв навис над лицом.

(Шлем)

1команда :

Оружие это не просто поднять, не просто поднять, в руке удержать

Снести им легко было голову с плеч, ну, что догадались? Конечно же

(Меч)

2 команда :

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит, тяжёлый, блестящий и кругленький

(Щит)

Воспитатель : А какое оружие, вы ещё знаете?

Дети : Копьё, булава, палица, дубина, лук, стрелы.

Даём стрелу.

Под музыку в зал входит богатырь :

Илья Муромец : Уж вы гой еси добры молодцы, богатыри земли нашей . Привет вам, да поклон низкий от меня Ильи Муромца да сотоварищей моих : Добрыни Никитича, да Алёши Поповича. И вам поклон низкий девицы красавицы, и вам поклон низкий гости дорогие. Услыхал я про сильных и могучих богатырей и решил испытать вашу силушку богатырскую , да вашу смекалку. Станем же мы насупротив друг друга да разомнёмся перед состязанием серьёзным.

Звучит музыка Богатырская сила .

Илья Муромец : Дружно встали раз, два, три!

Мы теперь богатыри ! (руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим (ладонь к глазам)

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо (поворот вправо)

Оглядимся величаво

И налево надо тоже (поворот налево)

Поглядеть из под ладошек

А теперь на месте шаг

Выше ноги! Стой раз, два! (ходьба на месте)

Плечи выше поднимаем

А потом их опускаем (поднимаем и опускаем плечи)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем (руки перед грудью, рывки руками)

Десять раз подпрыгнуть нужно

Скачем выше, скачем дружно (прыжки на месте)

Мы коленки поднимаем

Шаг на месте выполняем (ходьба на месте)

От души мы потянулись

И на место вновь вернулись.

Дети садятся на свои места.

1 соревнование : «Одень богатыря »

2 соревнование : «Собери пазлы»

3 соревнование : «Проскачи на коне»

Даём по стреле за каждое соревнование

Воспитатель : А теперь следующее испытание. Нужно назвать пословицы и поговорки о воинской доблести и славе. Дети называют по очереди каждая команда.

1. Один в поле не воин.

2. Один за всех и все за одного.

3. Кто впереди идёт, того страх не берёт.

4. Сам погибай, а товарища выручай.

5. Где смелость там и победа.

6. За правое дело стой смело.

7. Смекалка на войне помогает вдвойне.

8. Тот герой, кто за Родину горой.

9. Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.

10. Если дружба велика, будет Родина крепка.

Даём стрелу.

Воспитатель : А теперь викторина. По 1 вопросу каждой команде

1. Откуда родом Илья Муромец? (из города Мурома)

2. Кто передал Илье Муромцу меч кладенец? (Святогор)

3. Где родился Добрыня Никитич? (в Рязани)

4. Из какой семьи Алёша Попович? (священника, попа)

5. Главное оружие Соловья разбойника? (свист)

6. Богатырская цифра ? (три)

7. Змей по батюшке? (Горыныч)

8. Богатырская еда ? (Каша)

Даём стрелу.

Воспитатель : А сейчас мы отдохнём и поиграем в игру «Да-нет» .

Наша Родина сильна? Да

И у нас она одна? Да

На Руси богатыри есть ? Да

Им всегда хвала и честь? Да

Илья Муромец герой? Да

Он был самый молодой? Нет

Соловья он победил? Да

Из автомата подстрелил? Нет

Алёша Попович тоже герой? Да

Он сильный, смелый, молодой? Да

Он в Киеве граде дружинником был? Да

Карабаса в бою победил? Нет

На танках боролись богатыри с врагом ? Нет

Они воевали с мечом и копьём? Да

Добрыня Никитич был слабым и хилым? Нет

Он змея сумел победить своей силой? Да

Гордимся мы нашими богатырями ? Да

Хотим быть такими же сами? Да

Воспитатель : Дорогие дети! Вот и подошло к концу наше развлечение. Будьте сильными, смелыми, любите свою Родину и старайтесь быть похожими на защитников святой Руси, о которых мы сегодня с вами разговаривали. Вы все молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря , который вы можете раскрасить.