Нацистские садисты во многом повторили действия своих польских предшественников. (И если немцы действовали скорее как муравьи - выполняя рутинную работу, то поляки убивали со страстью и в удовольствие - arctus)

Нацистские садисты во многом повторили действия своих польских предшественников.

Известно, что в Польше история с давних пор является персонажем, активно действующим на политической сцене. Поэтому извлечение на эту сцену «исторических скелетов» всегда было любимым делом тех польских политиков, у кого нет солидного политического багажа и, в силу этого, они предпочитают заниматься историческими спекуляциями.

Ситуация в этом плане получила новый импульс, когда после победы на парламентских выборах в октябре 2015 г. к власти вернулась партия ярого русофоба Ярослава Качинского «Право и Справедливость» («PiS»). Президентом Польши стал ставленник этой партии Анджей Дуда. Новый президент уже 2 февраля 2016 г. на заседании Совета национального развития сформулировал концептуальный подход к внешней политике Варшавы: «Историческая политика польского государства должна быть элементом нашей позиции на международной арене. Она обязательно должна быть наступательной».

Примером такой «наступательности» явился недавний законопроект, одобренный правительством Польши. Он предусматривает лишение свободы на срок до трех лет за словосочетания «польский концлагерь» или «польские лагеря смерти», применительно к нацистским лагерям, функционировавшим на территории оккупированной Польши во время Второй мировой войны. Автор законопроекта, польский министр юстиции объяснил необходимость его принятия тем, что такой закон позволит более эффективно защищать «историческую правду» и «доброе имя Польши».

В этой связи немного истории. Словосочетание «польский лагерь смерти» вошло в обиход во многом с «легкой руки» Яна Карского, активного участника польского антинацистского сопротивления. Он в 1944 г. опубликовал в «ColliersWeekly» («Кольеровский еженедельник») статью под названием «Польский лагерь смерти».

В ней Карский рассказал, как он, переодевшись немецким солдатом, тайно посетил гетто в Избице Любельской, из которого заключённых евреев, цыган и др. направляли в нацистские лагеря уничтожения «Белжец» и «Собибор». Благодаря статье Карского, а затем написанной им книге «Курьер из Польши: История тайного государства» («Courier from Poland: Story of a Secret State»), мир впервые узнал о массовом истреблении нацистами евреев на территории Польши.

Замечу, что в течение 70 лет после Второй мировой войны словосочетание «польский лагерь смерти», как правило, понималось как нацистский лагерь смерти, расположенный на территории Польши.

Проблемы начались, когда президент США Б. Обама в мае 2012 г., посмертно награждая Я. Карского Президентской медалью Свободы, в своей речи упомянул «польский лагерь смерти». Польша возмутилась и потребовала объяснений и извинений, так как подобное словосочетание якобы бросало тень на польскую историю. Масла в огонь добавило посещение в июле 2016 г. Папой Римским Франциском Польши. Тогда в Кракове Франциск встретился с единственной женщиной, рожденной и выжившей в нацистском лагере Аушвиц (Освенцим). В своей речи Папа назвал местом ее рождения «польский концентрационный лагерь Аушвиц». Эту оговорку тиражировал католический портал Ватикана «IlSismografo». Польша вновь возмутилась. Таковы известные истоки появления вышеупомянутого польского законопроекта.

Впрочем, дело тут не только в вышеприведенных злополучных оговорках мировых деятелей по поводу нацистских лагерей.

Польским властям, помимо этого, крайне необходимо блокировать любые воспоминания о том, что в Польше в 1919 – 1922 гг. действовала сеть концентрационных лагерей для военнопленных красноармейцев, захваченных в период польско-советской войны 1919 – 1920 гг.

Известно, что по условиям существования в них военнопленных эти лагеря явились предтечами нацистских концентрационных лагерей смерти.

Однако польская сторона не желает признавать этот документально подтвержденный факт и весьма болезненно реагирует, когда в российских СМИ появляются заявления или статьи, в которых упоминаются польские концентрационные лагеря. Так, резко негативную реакцию Посольства Республики Польша в РФ вызвала статья Дмитрия Офицерова-Бельского доцента НИУ Высшей школы экономики (Пермь) под названием «Равнодушно и терпеливо» (05.02.2015.Lenta.ru https://lenta.ru/articles/2015/02/04/poland/).

В этой статье российский историк, анализируя непростые польско-российские отношения, назвал польские лагеря для военнопленных концентрационными лагерями, а также назвал нацистский лагерь смерти Аушвиц Освенцимом. Он тем самым якобы бросил тень не только на польский город Освенцим, но и на польскую историю. Реакция польских властей, как всегда, не замедлила себя ждать.

Заместитель польского посла в Российской Федерации Ярослав Ксёнжек в письме в редакцию «Lenta.ru» заявил о том, что польская сторона категорически возражает против применения определения «польские концлагеря», ибо оно никоим образом не соответствует исторической правде. В Польше периода 1918 – 1939 гг. такие лагеря якобы не существовали.

Однако, польские дипломаты, опровергая российских историков и публицистов, в очередной раз сели в лужу. Мне пришлось столкнуться с критическими оценками моей статьи «Ложь и правда Катыни», опубликованной в газете «Спецназ России» (№4, 2012). Критиком тогда выступил Гжегож Телесницки, I секретарь Посольства Республики Польша в РФ. Он в своем письме в редакцию «Спецназа России» безапелляционно утверждал, что в нацистской эксгумации катынских захоронений 1943 г. поляки не участвовали.

Между тем общеизвестно и документально подтверждено, что специалисты Технической комиссии Польского Красного Креста участвовали в нацистской эксгумации в Катыни с апреля по июнь 1943 г., выполняя, по выражению министра нацистской пропаганды и главного фальсификатора катынского преступления Й. Геббельса, роль «объективных» свидетелей. Таким же ложным является и утверждение пана Я. Ксёнжика об отсутствии в Польше концентрационных лагерей, которое легко опровергается документально.

Польские предтечи Освенцима-Биркенау

Для начала проведу для польских дипломатов небольшой ликбез. Напомню, что в период 2000–2004 гг. российскими и польскими историками, в соответствии с Соглашением Росархива и Генеральной дирекции государственных архивов Польши, подписанным 4 декабря 2000 г., был подготовлен сборник документов и материалов «Красноармейцы в польском плену в 1919–1922 г.» (далее сборник «Красноармейцы…»).

Этот 912-страничный сборник в России был издан тиражом в 1 тыс. экз. (М.; СПб.:Летний сад, 2004). В нем содержится 338 исторических документов, раскрывающих весьма нелицеприятную ситуацию, царившую в польских лагерях для военнопленных, в том числе и в концентрационных. Видимо, по этой причине польская сторона не только не издала на польском языке данный сборник, но и приняла меры по скупке части российского тиража.

Так вот, в сборнике «Красноармейцы…» представлен документ № 72, именуемый «Временная инструкция для концентрационных лагерей военнопленных, утвержденная Верховным командованием Войска Польского».

Приведу небольшую цитату из этого документа: «…Вслед за приказами Верховного командования № 2800/III от 18.IV.1920, № 17000/IV от 18.IV.1920, № 16019/II, а также 6675/San. издается временная инструкция для концентрационных лагерей… Лагеря для большевистских пленных, которые должны быть созданы по приказу Верховного командования Войска Польского № 17000/IV в Звягеле и Плоскирове, а затем Житомире, Коростене и Баре, носят название «Концентрационный лагерь для военнопленных №…».

Так что, панове, возникает вопрос. Как, приняв закон о недопустимости именования польских лагерей концентрационными, вы будете поступать с теми польскими историками, которые позволят себе ссылаться на вышеназванную «Временную инструкцию…»? Но оставлю этот вопрос на рассмотрение польским юристам и вернусь к польским лагерям для военнопленных, в том числе именуемых концентрационными.

Ознакомление с документами, содержащимися в сборнике «Красноармейцы…», позволяет уверенно утверждать, что дело не в названии, а в сути польских лагерей для военнопленных. В них были созданы такие нечеловеческие условия содержания военнопленных красноармейцев, что они могут с полным правом рассматриваться, как предтечи нацистских концлагерей.

Об этом свидетельствует абсолютное большинство документов, размещенных в сборнике «Красноармейцы…».

Для обоснования своего вывода я позволю себе сослаться на свидетельства бывших заключенных Освенцима-Биркенау Ота Крауса (№ 73046) и Эриха Кулки (№ 73043). Они прошли нацистские концентрационные лагеря Дахау, Заксенхаузен и Освенцим-Биркенау и хорошо знали порядки, установленные в этих лагерях. Поэтому в названии этой главы я употребил наименование «Освенцим-Биркенау», так как именно его использовали О. Краус и Э. Кулка в своей книге «Фабрика смерти» (М.: Госполитиздат, 1960).

Зверства охраны и условия жизни военнопленных красноармейцев в польских лагерях весьма напоминают зверства нацистов в Освенцим-Биркенау. Для сомневающихся приведу несколько цитат из книги«Фабрика смерти».

О. Краус и Э. Кулка писали, что

«в Биркенау не жили, а ютились в деревянных бараках длиной в 40 и шириной в 9 метров. Бараки не имели окон, плохо освещались и вентилировались… Всего в бараке размещалось 250 человек. В бараках не было ни умывален, ни туалетов. Заключенным запрещалось ночью выходить из барака, поэтому в конце барака стояли две кадки для нечистот…».

«Истощение, болезни и смерть заключенных вызывались недостаточным и скверным питанием, а чаще настоящим голодом… В лагере не было посуды для пищи… Заключенный получал менее 300 граммов хлеба. Хлеб узникам выдавали вечером, и они тотчас же его съедали. Наутро они получали пол-литра черной жидкости, называемой кофе, или чай и крохотную порцию сахара. В обед заключенный получал меньше литра похлебки, в которой должно было быть 150 г картофеля, 150 г турнепса, 20 г муки, 5 г масла, 15 г костей. На самом деле в похлебке нельзя было найти такие скромные дозы продуктов… При плохом питании и тяжелой работе сильный и здоровый новичок мог выдержать лишь в течении трех месяцев…».

Смертность увеличивалась системой наказаний, применяемой в лагере. Провинности бывали разными, но, как правило, комендант лагеря Освенцим-Биркенау без всякого разбора дела «…объявлял приговор провинившимся заключенным. Чаще всего назначались двадцать ударов плетью… Вскоре в разные стороны летели окровавленные клочья ветхой одежды…». Наказываемый при этом должен был считать количество ударов. Если сбивался, экзекуция начиналась сначала.

«Для целых групп заключенных… обычно применялось наказание, которое называлось «спортом». Заключенных заставляли быстро падать на землю и вскакивать, ползать по-пластунски и приседать… Перевод в тюремный блок был обычной мерой за определенные проступки. А пребывание в этом блоке означало верную смерть… В блоках заключенные спали без тюфяков, прямо на голых досках… Вдоль стен и посредине блока-лазарета были установлены нары с тюфяками, пропитанными человеческими выделениями… Больные лежали рядом с умирающими и уже мертвыми заключенными».

Ниже я приведу аналогичные примеры из польских лагерей. Удивительно, но нацистские садисты во многом повторили действия своих польских предшественников. Итак, открываем сборник «Красноармейцы…». Вот документ № 164, именуемый «Отчет о результатах осмотра лагерей в Домбе и Стшалково» (октябрь 1919 г.).

«Осмотр лагеря Домбе… Здания деревянные. Стены неплотные, некоторые здания без деревянного пола, палаты большие… Большинство пленных без обуви – совсем босые. Кроватей и нар почти нет… Ни соломы, ни сена нет. Спят на земле или досках… Ни белья, одежды; холод, голод, грязь и все это грозит громадной смертностью…».

«Отчет об осмотре лагеря Стшалково. …Состояние здоровья пленных ужасающее, гигиенические условия лагеря отвратительные. Большинство зданий – это землянки с продырявленными крышами, земляным полом, очень редко встречается дощатый, окна забиты досками вместо стекол… Многие бараки переполнены. Так, 19 октября с.г. барак для пленных коммунистов был так переполнен, что входя в него среди тумана трудно было что бы то ни было рассмотреть. Пленные скучены настолько, что не могли лежать, а вынуждены были стоять, облокотившись один на другого…».

Документально доказано, что во многих польских лагерях, в том числе Стшалково, польские власти не удосужились решить вопрос отправления военнопленными естественных потребностей в ночное время. В бараках туалеты и параши отсутствовали, а лагерная администрация под страхом расстрела запрещала выходить после 6 часов вечера из бараков. Каждый из нас может представить себе такую ситуацию…

О ней говорилось в документе №333 «Нота Российско-Украинской делегации председателю Польской делегации с протестом против условий содержания пленных в Стшалково» (29 декабря 1921 г.) и в документе № 334 «Нота Полпредства РСФСР в Варшаве МИД Польши по поводу издевательств над советскими военнопленными в лагере Стшалково» (5 января 1922 г.).

Следует отметить, что как в нацистских, так и в польских лагерях избиение военнопленных было обычным явлением. Так, в вышеупомянутом документе № 334 отмечалось, что в лагере Стшалково «до настоящего времени происходят надругательства над личностью пленных. Избиения военнопленных составляют постоянное явление…». Получается, что жестокие избиения военнопленных в лагере Стшалково практиковались ещё с 1919 по 1922 гг.

Подтверждением этому служит документ № 44 «Отношение Минвоендел Польши Верховному командованию ВП по поводу статьи из газеты «Курьер новы» по поводу издевательств над дезертировавшими из Красной Армии латышами с препроводительной запиской Минвоендел Польши Верховному командованию» (16 января 1920 г.). В нем говорится, что латышей по прибытию в лагерь Стшалково (видимо, осенью 1919 г.), сначала ограбили, оставив их в одном белье, а затем каждый из них получил по 50 ударов розгой из колючей проволоки. Более десяти латышей умерли от заражения крови, а двоих расстреляли без суда и следствия.

Ответственными за это варварство были начальник лагеря капитан Вагнер и его помощник поручик Малиновский, отличавшейся изощренной жестокостью.

Об этом рассказывается в документе № 314 «Письмо Российско-Украинской делегации в Польскую делегацию ПРУСК с просьбой принять меры по заявлению военнопленных красноармейцев в отношении бывшего коменданта лагеря в Стшалково» (03 сентября 1921 г.).

В заявлении красноармейцев говорилось, что

«поручик Малиновский всегда ходил по лагерю в сопровождении нескольких капралов, имевших в руках жгуты-плетки из проволоки и тому, кто ему не нравился, приказывал ложиться в канаву, и капралы били, сколько было приказано. Если битый стонал или просил пощады, пор. Малиновский вынимал револьвер и пристреливал… Если часовые застреливали пленных пор. Малиновский давал им в награду 3 папироски и 25 польских марок… Неоднократно можно было наблюдать, как группа во главе с пор. Малиновским влезала на пулеметные вышки и оттуда стреляла по беззащитным людям…».

О ситуации в лагере стало известно польским журналистам, и поручик Малиновский в 1921 г. был «отдан под суд», а вскоре был арестован и капитан Вагнер. Однако какие-либо сообщения о понесенных ими наказаниях – отсутствуют. Вероятно, дело было спущено на «тормозах», так как Малиновскому и Вагнеру было предъявлено обвинение не в убийствах, в «злоупотреблении служебном положением»?! Соответственно, система избиений в лагере Стшалково, и не только в нем, осталась прежней до закрытия лагерей в 1922 г.

Как и нацисты, польские власти использовали голод в качестве эффективного средства уничтожения пленных красноармейцев. Так, в документе № 168 «Телеграмма укрепленного района Модлин в секцию пленных Верховного командования Войска Польского о массовом заболевании военнопленных в лагере Модлин» (от 28 октября 1920 г.) сообщается о том, что среди военнопленных концентрационной станции пленных и интернированных в Модлине свирепствует эпидемия желудочных заболеваний, умерло 58 человек. «Главные причины заболевания – поедание пленными различных сырых очистков и полное отсутствие у них обуви и одежды». Замечу, что это не единичный случай голодных смертей военнопленных, который описан в документах сборника «Красноармейцы…».

Общая оценка ситуации, царившей в польских лагерях для военнопленных, была дана в документе № 310 «Протокол 11-го заседания Смешанной (Российской, Украинской и Польской делегаций) комиссии по репатриации о положении пленных красноармейцев» (28 июля 1921 г.) Там отмечалось, что «РУД (Российско-Украинская делегация) никогда не могла допустить, чтобы к пленным относились так бесчеловечно и с такой жестокостью… РУД не вспоминает про тот сплошной кошмар и ужас избиений, увечий и сплошного физического истребления, который производился к русским военнопленным красноармейцам, особенно коммунистам, в первые дни и месяцы пленения… .

В том же протоколе отмечалось, что «Польское командование лагерей как бы в отместку после первого приезда нашей делегации резко усилило свои репрессии… Красноармейцев бьют и истязают по всякому поводу и без повода… избиения приняли форму эпидемии… Когда лагерное командование считает возможным предоставление более человеческих условий для существования военнопленных, то из Центра идут запрещения».

Аналогичная оценка дана и в документе № 318 «Из ноты НКИД РСФСР чрезвычайному и полномочному поверенному в делах Польской Республики Т. Филлиповичу о положении и гибели военнопленных в польских лагерях» (9 сентября 1921 г.).

Там говорилось: «На ответственности Польского Правительства всецело остаются неописуемые ужасы, которые до сих пор безнаказанно творятся в таких местах, как лагерь Стшалково. Достаточно указать на то, что в течение двух лет из 130 000 русских военнопленных в Польше умерло 60 000».

По подсчетам российского военного историка М.В. Филимошина, число погибших и умерших в польском плену красноармейцев составляет 82 500 человек (Филимошин. Военно-исторический журнал, № 2. 2001). Эта цифра представляется достаточно обоснованной. Полагаю, что вышеизложенное позволяет утверждать, что польские концентрационные лагеря и лагеря для военнопленных могут по праву считаться предтечами нацистских концлагерей.

Недоверчивых и любознательных читателей отсылаю к своему исследованию «Антикатынь, или красноармейцы в польском плену», представленном в моих книгах «Тайна Катыни» (М.: Алгоритм, 2007) и «Катынь. Современная история вопроса» (М.: Алгоритм, 2012). Там дана более исчерпывающая картина того, что творилось в польских лагерях.

Насилием по инакомыслию

Завершить тему польских концентрационных лагерей невозможно без упоминания двух лагерей: белорусской «Березы-Картузской» и украинской «Бялы Подляски». Они были созданы в 1934 году по решению польского диктатора Юзефа Пилсудского, как средство расправы с белорусами и украинцами, протестовавшими против польского оккупационного режима 1920–1939 гг. Хотя они и не назывались концентрационными, но кое в чем они превзошли нацистские концлагеря.

Но прежде о том, как многие белорусы и украинцы приняли польский режим, установленный на захваченных поляками в 1920 г. территориях Западной Белоруссии и Западной Украины. Вот что писала в 1925 г. газета «Rzeczpospolita». «…Если в продолжение нескольких лет не будет перемен, то мы будем иметь там (на восточных крессах) всеобщее вооруженное восстание. Если мы не утопим его в крови, оно оторвет от нас несколько провинций… На восстание есть виселица и больше ничего. На всё тамошнее (белорусское) население сверху донизу должен упасть ужас, от которого в его жилах застынет кровь».

В том же году известный польский публицист Адольф Невчинский на страницах газеты «Слово» заявлял, что с белорусами нужно вести разговор языком «висельниц и только висельниц… это будет самое правильное разрешение национального вопроса в Западной Белоруссии».

Чувствуя общественную поддержку, польские садисты в Березе-Картузской и Бялой Подляске не церемонились с непокорными белорусами и украинцами. Если нацисты создавали концентрационные лагеря, как чудовищные фабрики массового уничтожения людей, то в Польше такие лагеря использовались, как средство устрашения непокорных. Иначе как объяснить те чудовищные истязания, которым в них подвергались белорусы и украинцы. Приведу примеры.

В Березе-Картузской в небольшие камеры с цементным полом набивали по 40 человек. Чтобы заключённые не садились, пол постоянно поливали водой. В камере им запрещалось даже разговаривать. Людей пытались превратить в бессловесный скот. Режим молчания для заключенных действовал и в больнице. Били за стоны, за зубной скрежет от нестерпимой боли.

Руководство Березы-Картузской цинично называло его «самым спортивным лагерем в Европе». Шагом здесь ходить запрещалось - только бегом. Делалось все по свистку. Даже сон был по такой команде. Полчаса на левом боку, затем свисток, и сразу же переворачивайся на правый. Кто замешкался или во сне не расслышал свистка, тут же подвергался истязаниям. Перед таким «сном» в помещения, где спали заключенные, для «профилактики», выливалось несколько ведер воды с хлоркой. Нацисты до такого не сумели додуматься.

Ещё более ужасными были условия в карцере. Провинившихся держали там от 5 до 14 суток. Чтобы усилить страдания, на пол карцера выливали несколько ведер фекалий. Параша в карцере не очищалась месяцами. Помещение кишело червями. Помимо этого, в лагере практиковалось такое групповое наказание, как чистка лагерных туалетов стаканами или кружками.

Комендант Берёзы-Картузской Юзеф Камаль-Курганский в ответ на заявления, что заключенные не выдерживают пыточных условий содержания и предпочитают смерть, спокойно заявлял: «Чем больше их здесь передохнет, тем лучше будет жить в моей Польше».

Полагаю, что вышеизложенного достаточно, чтобы представить, что такое польские лагеря для непокорных, и рассказ о лагере Бяла Подляска будет уже излишним.

В завершение добавлю, что использование фекалий для пыток было излюбленным средством польских жандармов, видимо, страдавших неудовлетворенными садомазохистскими наклонностями. Известны факты, когда сотрудники польской дефензивы заставляли арестованных руками чистить туалеты, а потом, не давая мыть руки, давали обеденную пайку. Кто отказывался, тому ломали руки. Сергей Осипович Притыцкий, белорусский борец против польского оккупационного режима в 1930-х годах, вспоминал, как польские полицейские заливали ему в нос навозную жижу.

Вот такую неприятную правду о «скелете в польском шкафу» под названием «концентрационные лагеря» вынудили меня рассказать панове из Варшавы и посольства Республики Польша в РФ.

P.S. Панове, прошу иметь в виду. Я не являюсь полонофобом. С удовольствием смотрю польские фильмы, слушаю польскую эстраду и жалею, что в своё время не освоил польский язык. Но «терпеть ненавижу», когда польские русофобы нагло перевирают историю польско-российских отношений с молчаливого согласия официальной России.

Достаточно услышать одно это название, и к горлу подступает ком. Освенцим на долгие годы остается в сознании людей как пример геноцида, повлекшего гибель невероятного количества людей. Каждый год сотни тысяч людей приезжают в Освенцим, город, чье имя неразрывно ассоциируется с печально известным нацистским концлагерем Аушвицем, чтобы узнать его историю и почтить память погибших.

Концентрационный лагерь Аушвиц стал одним из самых эффективных элементов этого конвейера смерти. Экскурсия сюда и в соседний лагерь Биркенау оставляет незабываемое впечатление.

Аушвиц

Открыто: ежедневно 8.00-19.00, вход свободный, www.auschwitz.org.pl

Над воротами лагеря написаны слова: «Arbeit Macht Frei» («Труд освободит тебя») . Начальство лагеря, спасаясь бегством от наступающей Советской армии, пыталось уничтожить свидетельства геноцида, однако не успело, так что сохранилось около 30 лагерных блоков, некоторые из них стали частью государственного музея Аушвиц-Биркенау.

Ежедневно в лагере могло содержаться до 200 000 человек. Здесь имелось 300 тюремных бараков, 5 громадных газовых камер, каждая из которых вмещала 2000 человек, и крематорий. Забыть это жуткое место невозможно.

Аушвиц изначально представлял собой казармы польской армии. Евреев из таких стран, как Норвегия, Греция и др., сгоняли в товарные поезда, где не было ни воды, ни пищи, ни туалетов и почти не было воздуха, чтобы дышать, и свозили в концентрационные лагеря на территории Польши. Первых 728 «узников войны», большинство поляков и все из города Тарнов, привезли сюда в июне 1940 г. Затем в лагеря были направлены целые потоки евреев и советских военнопленных. Они превратились в рабов; одни умерли от голода, других казнили, причем многих отправили в газовые камеры, где массовое убийство осуществлялось при помощи отравляющего газа «Циклон-В».

Аушвиц был лишь частично разрушен отступающими нацистами, так что многие здания-свидетели происходивших зверств сохранились. В десятке уцелевших бараков размещен Государственный музей Аушвиц-Биркенау (Тел.: 33 844 8100; www.auschwitz.org.pl; вход свободный; 08.00-19.00 июнь-август, 08.00-18.00 май и сентябрь, 08.00-17.00 апрель и октябрь, 08.00-16.00 март и ноябрь, 08.00-15.00 декабрь - февраль) .В 2007 г. ЮНЕСКО при внесении комплекса в список Всемирного наследия присвоило ему название «Аушвиц-Биркенау -немецко-фашистский концентрационный лагерь (1940-45гг.) », чтобы акцентировать внимание на непричастности Польши к его созданию и функционированию.

Каждые полчаса в кинотеатре центра посетителей, расположенного у входа в лагерь, демонстрируется 15-минутный документальный фильм (билет для взрослых/со скидкой 3.50/2.50zt) об освобождении лагеря советскими войсками 27 января 1945 г. Его показывают на английском, немецком и французском языках в течение всего дня. Ознакомьтесь с расписанием на информационном стенде, как только прибудете. Фильм не рекомендуется к просмотру детям до 14 лет. Документальные кадры, отснятые после освобождения лагеря советскими войсками в 1945 г., послужат полезным введением для тех, кто попытается осознать, что ему предстоит увидеть. В центре посетителей также есть кафетерий, книжные магазины, пункт обмена валют (kantor) и камера хранения.

В конце войны нацисты во время бегства попытались уничтожить лагерь, однако уцелело около 30 бараков, а также сторожевые вышки и колючая проволока. Вы можете свободно ходить между бараками и заходить в те, которые открыты. В одном из них в стеклянных витринах лежат груды обуви, изогнутые очки, кучи человеческих волос и чемоданы с именами и адресами заключенных - им говорили, что просто переселяют в другой город. В коридорах вывешены фотографии узников, часть из которых украшена цветами, принесенными оставшимися в живых родственниками. Рядом с блоком № 11, так называемым «блоком смерти», находится стена казни, у которой расстреливали заключенных. Здесь нацисты проводили свои первые эксперименты по использованию «Циклона-В». Соседний барак посвящен «Испытаниям еврейского народа». В конце экспозиции исторических документов и фотографий под пронзительную печальную мелодию «Милосердный Боже» перечисляются имена людей, убитых в концентрационных лагерях.

Общая информация предоставляется на польском, английском и иврите, однако чтобы лучше во всем разобраться, приобретите небольшой путеводитель по Аушвиц-Биркенау (переведен на 15 языков), доступный в центре посетителей. С мая по октябрь посетители, прибывшие с 10.00 до 15.00, могут осмотреть музей только в составе экскурсии. Англоязычные экскурсии (цена для взрослых/ со скидкой 39/30zl, 3,5 часа) стартуют ежедневно в 10.00, 11.00, 13.00, 15.00, также вам могут организовать экскурсию, если наберется группа из десяти человек. Экскурсии на других языках, в том числе и на русском, необходимо заказывать заранее.

До Аушвица можно легко добраться из Кракова. Если же вы хотите остановиться поблизости, в 700 м от комплекса находится Центр диалога и молитвы (Centrum Dialogu i Modlitwy w Oswiecimiu; Тел.: 33 843 1000; www. centrum-dialogu.oswiecim.pl; ул. Колбего (ul. Kolbego) , 1; место в кемпинге 25zl, одноместная/двухместная комната 104/208zl) . Здесь уютно и тихо, в цену входит завтрак, также вам могут предложить полный пансион. Большинство номеров имеют ванные комнаты.

Биркенау

Вход в Биркенау свободный, открыт с 08.00-19.00 июнь - август; 08.00-18.00 май и сентябрь; 08.00-17.00 апрель и октябрь; 08.00-16.00 март и ноябрь; 08.00-15.00 декабрь - февраль.

Биркенау, он же Аушвиц II находится в в 3 км от Аушвица. Краткая надпись в Биркенау гласит: «Да будет на века криком отчаяния и предостережением для человечества это место, где нацисты уничтожили около полутора миллионов мужчин, женщин и детей, большей частью евреев, из разных стран Европы».

Биркенау был построен в 1941 г., когда Гитлер перешел от изоляции политических заключенных к программе массового уничтожения. Триста длинных бараков на территории 175 га служили накопителем для самой жестокой машины гитлеровского «решения» еврейского вопроса. Приблизительно 3/4 евреев, привозимых в Биркенау, отправляли в газовые камеры сразу после прибытия.

И действительно, Биркенау был воплощением лагеря смерти: у него имелись собственная железнодорожная станция для транспортировки заключенных, четыре огромные газовые камеры, каждая из которых могла умертвить одновременно 2000 человек, и крематорий, оборудованный лифтами для загрузки печей телами заключенных.

Посетителям предоставляется возможность подняться на второй этаж главной сторожевой вышки у входа, откуда открывается вид на весь огромный лагерь. Кажущиеся бесконечными ряды бараков, вышек и колючей проволоки - все это могло вмещать одновременно до 200 тыс. заключенных. В задней части лагеря за страшным прудом, куда сыпали пепел уничтоженных людей, стоит необычный памятник жертвам холокоста с надписью на 20 языках тех заключенных, которые были убиты в Аушвице и Биркенау.

Отступая, немцы хотя и разрушили большую часть сооружений, достаточно взглянуть на площадь, огражденную колючей проволокой, чтобы понять масштабы совершенных нацистами преступлений. Площадка обозрения у входа в лагерь позволит окинуть взглядом большую территорию. В некоторых отношениях Биркенау шокирует еще больше, чем Аушвиц, и туристов здесь, как правило, меньше. Посещение мемориала в составе экскурсионной группы не обязательно.

Дорога туда и обратно

Обычно посещение Аушвиц-Биркенау происходит в виде однодневной поездки из Кракова.

От главного вокзала Кракова ежедневно отправляются 12 рейсов до Освенцима (13zt, 1,5 часа) еще больше поездов отходит со станции «Краков-Плашув». Более удобный способ передвижения представляют собой ежечасно отправляющиеся с автостанции автобусные рейсы до Освенцима (11zt, 1,5 часа) , которые либо проезжают мимо музея, либо он является их конечной остановкой. Расписание автобусов, следующих в обратном направлении, смотрите на информационном стенде центра посетителей в Биркенау. С остановки в районе ул. Павия возле Galeria Krakowska в этом направлении следуют многочисленные микроавтобусы.

С 15 апреля по 31 октября с 11.30 до 16.30 автобусы с интервалом движения в полчаса курсируют между Аушвицем и Биркенау (с мая по сентябрь движение прекращается в 17.30, с июня по август - в 18.30) . Также вы можете пройти эти 3 км между лагерями пешком либо взять такси. От Аушвица ходят автобусы и до местной железнодорожной станции (интервал движения 30-40 минут) . Многие турагентства Кракова организуют экскурсии в Аушвиц и Биркенау (от 90zt до 120zt с человека) . Предварительно узнайте, сколько времени вам предоставят на пребывание в музеях, поскольку некоторые из них предполагают очень плотный график, и вы можете не успеть посмотреть все, что вас интересует.

Освенцим — город, ставший символом беспощадности фашистского режима; город, где развернулась одна из самых бессмысленных драм в истории человечества; город, где были жестоко умерщвлены сотни тысяч человек. В расположенных здесь концлагерях нацистами были построены страшнейшие конвейеры смерти, уничтожавшие до 20 тысяч человек каждый день... Сегодня я начинаю рассказывать про одно из самых жутких мест на земле — концентрационные лагеря в Освенциме. Предупреждаю, фотографии и описания, оставленные ниже, могут оставить тяжёлый след в душе. Хотя лично я считаю, что каждый человек должен прикоснуться и пропустить через себя эти страшные страницы нашей истории...

Моих комментариев к фотографиям в этом посте будет совсем мало — это слишком деликатная тема, высказывать свою точку зрения по которой я, как мне кажется, не имею морального права. Честно признаюсь, что посещение музея оставило тяжёлый шрам на сердце, который до сих пор не хочет затягиваться...

Большинство комментариев к фотографиям написаны на основе путеводителя (

Концлагерь в Освенциме был самым большим гитлеровским концентрационным лагерем для поляков и узников других национальностей, которых гитлеровский фашизм обрекал на изоляцию и постепенное уничтожение голодом, тяжёлой работой, экспериментами, а также на немедленную смерть в результате массовых и индивидуальных казней. С 1942 года лагерь стал крупнейшим центром истребления европейских евреев. Большинство депортированных в Освенцим евреев погибло в газовых камерах сразу же после прибытия, без регистрации и обозначения лагерными номерами. Именно поэтому очень сложно установить точное число убитых — историки сходятся на цифре около полутора миллионов человек.

Но вернёмся к истории появления лагеря. В 1939 году Освенцим и его окрестности вошли в состав Третьего рейха. Город был переименован в Аушвиц. В этом же году у фашистского командования возникает идея создания концентрационного лагеря. Местом для создания первого лагеря были выбраны опустевшие довоенные казармы недалеко от Освенцима. Концлагерь получает название Аушвиц-I.

Приказ об образовании датируется апрелем 1940 года. Комендантом лагеря назначается Рудольф Гёсс. 14 июня 1940 года гестапо направляет в Аушвиц-I первых заключённых — 728 поляков из тюрьмы в Тарнове.

В лагерь ведут ворота с циничной надписью: «Arbeit macht frei» (Труд делает свободным), через которые заключенные ежедневно отправлялись на работу и возвращались десять часов спустя. На маленьком скверике рядом с кухней, лагерный оркестр играл марши, которые должны были ускорить движение заключенных и облегчить нацистам их пересчет.

В момент основания лагерь состоял из 20 построек: 14 одноэтажных и 6 двухэтажных. В 1941—1942 годах силами заключенных на всех одноэтажных зданиях был надстроен один этаж и построены еще восемь корпусов. Общее число многоэтажных строений в лагере составляло 28 (кроме кухни и хозяйственных корпусов). Среднее число узников колебалось в границах 13-16 тысяч заключенных, а в 1942 году достигло свыше 20 тысяч. Заключенных помещали в блоках, используя для этой цели также чердачные и подвальные помещения.

Наряду с ростом числа заключенных увеличивался территориальный объём лагеря, который постепенно превратился в огромный комбинат для уничтожения людей. Аушвиц I стал базой для целой сети новых лагерей.

В октябре 1941 года, после того как для вновь пребывающих заключённых в Аушвиц-I уже не хватало места, начались работы по строительству ещё одного концлагеря, получившего название Аушвиц-II (он также известен под названиями Бирекнау и Бжезинка). Этому лагерю суждено было стать крупнейшим в системе нацистских лагерей смерти. Я .

В 1943 году в Моновицах под Освенцимом на территории завода IG Ferbenindustrie был построен ещё один лагерь — Аушвиц III. Кроме того, в 1942—1944 годах было построено около 40 филиалов освенцимского лагеря, которые подчинялись Аушвицу III и были расположены главным образом вблизи металлургических комбинатов, шахт и фабрик, использующих заключенных в качестве дешёвой рабочей силы.

У прибывших узников забирали одежду и все предметы личного пользования, их стригли, дезинфицировали и мыли, а потом им давали номера и регистрировали. Первоначально каждого из узников фотографировали в трёх позициях. С 1943 года узников начали татуировать — Аушвиц стал единственным гитлеровским лагерем, в котором узникам делали татуировки с их номером.

В зависимости от причин ареста, узники получали треугольники разного цвета, которые вместе с номерами нашивались на лагерную одежду. Политзаключённым полагался треугольник красного цвета, евреи носили шестиконечную звезду, состоящую из желтого треугольника и треугольника того цвета, который соответствовал причине ареста. Чёрные треугольники получали цыгане и те узники, которых гитлеровцы считали антиобщественными элементами. Свидетелям Иеговы нашивались фиолетовые треугольники, гомосексуалистам розовые, а уголовникам — зелёные.

Скудная лагерная полосатая одежда не защищала узников от холода. Бельё менялось с промежутками в несколько недель, а иногда даже с месячным интервалом, причём у узников не было возможности его стирать, что приводило к эпидемиям различных заболеваний, в особенности сыпного и брюшного тифа, а также чесотки.

Стрелки лагерных часов безжалостно и монотонно отмеривали время жизни узника. От утреннего до вечернего гонга, от одной тарелки супа до следующей, от первой поверки до того момента когда труп узника был сосчитан в последний раз.

Одним из бедствий лагерной жизни были поверки, на которых проверяли численность заключенных. Они длились по несколько, а иногда свыше десятка часов. Лагерные власти очень часто объявляли штрафные поверки, во время которых узники должны были сидеть на корточках или стоять на коленях. Бывали и такие случаи, когда им приказывали держать руки поднятыми вверх в течение нескольких часов.

Наряду с казнями и газовыми камерами, эффективным средством уничтожения узников была изнурительная работа. Заключённых трудоустраивали в различных секторах хозяйства. Поначалу они работали при строительстве лагеря: строили новые корпуса и бараки, дороги и дренажные канавы. Немного позже дешевую рабочую силу узников всё чаще стали использовать промышленные предприятия Третьего рейха. Узнику приказывали исполнять работу бегом, без секунды отдыха. Темп работы, мизерные порции пропитания, а также постоянные побои и издевательство увеличивали смертность. Во время возвращения узников в лагерь, убитых или раненых волокли либо везли на тачках или тележках.

Калорийность дневного рациона узника составляла 1300—1700 калорий. На завтрак узник получал около литра «кофе» либо отвара из трав, на обед — около 1 литра постного супа, зачастую сваренного из подгнивших овощей. Ужин состоял из 300-350 граммов чёрного глинистого хлеба и небольшого количества других добавок (напр. 30 г. колбасы либо 30 г. маргарина или сыра) и напитка из трав или «кофе».

В Аушвице-I большинство заключенных жило в двухэтажных кирпичных корпусах. Жилищные условия во все времена существования лагеря были катастрофическими. Заключенные, доставленные первыми эшелонами, спали на соломе, разбросанной на бетонном полу. Позже были введены подстилки из сена. В помещении, в котором едва умещалось 40-50 человек, спало около 200 заключенных. Установленные позже трехъярусные нары отнюдь не улучшили жилищных условий. На одном ярусе нар лежало чаще всего 2 узника.

Малярийный климат Освенцима, плохие жилищные условия, голод, скудная одежда, несменяемая долгое время, нестиранная и незащищающая от холода, крысы и насекомые приводили к массовым эпидемиям, которые резко сокращали ряды узников. Большое количество больных, обращавшихся в больницу, не принимались по причине ее переполненности. В связи с этим врачи СС периодически проводили селекцию как среди больных, так и среди заключенных, находящихся в других корпусах. Ослабевших, и не подающих надежды на быстрое выздоровление, отправляли на смерть в газовые камеры либо умерщвляли в больнице, вводя им непосредственно в сердце дозу фенола.

Именно поэтому заключенные называли больницу «преддверием крематория». В Аушвице узники подвергались многочисленным преступным экспериментам, проводимым врачами СС. Так, например, профессор Карл Клауберг с целью разработки быстрого метода биологического уничтожения славян проводил на еврейках в корпусе №10 основного лагеря преступные эксперименты стерилизации. Доктор Йозеф Менгеле в рамках генетических и антропологических опытов проводил эксперименты на детях близнецах и детях с физическими недостатками.

Кроме того в Освенциме осуществлялись разного рода опыты с применением новых лекарств и препаратов: в эпителий заключенных втирались токсические субстанции, проводилась пересадка кожи... Во время этих экспериментов погибло сотни узников и узниц.

Несмотря на тяжелые условия жизни, постоянный террор и опасность, узники лагеря вели тайную подпольную деятельность против фашистов. Она принимала разные формы. Установление контактов с польским населением, живущим на окололагерной территории, сделало возможной нелегальную передачу продуктов и медикаментов. Из лагеря передавалась информация о совершаемых СС преступлениях, пофамильные списки узников, эсэсовцев и вещественные доказательства преступлений. Все посылки были спрятаны в разных, часто специально для этой цели предназначенных предметах, а корреспонденция между лагерем и центрами движения сопротивления была зашифрована.

В лагере проводилась работа по оказанию помощи узникам и разъяснительная работа в области международной солидарности против гитлеризма. Велась также культурная деятельность, состоявшая в организации дискуссий и встреч, на которых узники декламировали лучшие произведения отечественной литературы, а также в тайном проведении богослужений.

Площадь поверок — здесь эсэсовцы проверяли численность заключённых.

Здесь же проводились публичные казни на переносной или общей виселице.

В июле 1943 года эсэсовцы повесили на ней 12 польских узников за то, что они поддерживали отношения с гражданским населением и помогли совершить побег 3 товарищам.

Двор между корпусами №10 и №11 ограждён высокой стеной. Деревянные ставни, надетые на окна в блоке №10, должны были сделать невозможным наблюдение проводимых здесь казней. Перед «Стеной смерти» эсэсовцы расстреляли несколько тысяч узников, преимущественно поляков.

В подземельях корпуса №11 находилась лагерная тюрьма. В залах с правой и левой стороны коридора помещали заключённых, ожидающих приговора военно-полевого суда, который приезжал в Аушвиц из Катовиц и в течение заседания, длившегося 2-3 часа, выносил от нескольких десятков до свыше ста смертных приговоров.

Перед расстрелом все должны были раздеться в умывальных комнатах, и если количество приговоренных к смерти было слишком малым, приговор приводился в исполнение прямо там. Если количество приговорённых было достаточным — их через небольшую дверь выводили на расстрел к «Стене смерти».

Система наказаний, которую СС применяло в гитлеровских концентрационных лагерях, была одним из фрагментов хорошо запланированного преднамеренного уничтожения узников. Заключённый мог быть наказан за все: за то, что сорвал яблоко, справлял нужду во время работы, или за то, что вырвал собственный зуб, чтобы обменять его на хлеб, даже за слишком медленную, по мнению эсэсовца, работу.

Заключенных наказывали плетьми. Вешали за скрученные руки на специальных столбах, помещали в подземелья лагерной тюрьмы, заставляли выполнять штрафные упражнения, стойки, либо направляли в штрафные команды.

В сентябре 1941 года здесь была произведена попытка массового уничтожения людей при помощи ядовитого газа «Циклон Б». Тогда погибло около 600 советских военнопленных и 250 больных узников из лагерной больницы.

В камерах, расположенных в подвалах, помещали узников и мирных жителей, которые подозревались в связях с узниками или оказании помощи при побегах, узников, приговоренных к голодной смерти за побег сокамерника и тех, которых эсэсовцы считали виновными с нарушении лагерных правил или против которых велось расследование.

Всё имущество, которое депортированные в лагерь люди привозили с собой, отбиралось эсэсовцами. Его сортировали и складывали в огромных бараках в Аушивце-II. Склады эти носили название «Канада». Я ещё расскажу про них в следующем репортаже.

Имущество, расположенное на складах концлагерей, потом вывозилось в Третий рейх для нужд вермахта. Золотые зубы, которые удаляли с трупов убитых людей, переплавлялись в слитки и отправлялись в Центральное Санитарное управление СС. Прах сожжённых узников использовался в качестве навоза или им засыпали близлежащие пруды и русла рек.

Предметами, которые ранее принадлежали людям, погибшим в газовых камерах, пользовались эсэсовцы, входящие в состав лагерного персонала. Например, они обращались к коменданту с просьбой выдать детские коляски, вещи для младенцев и другие предметы. Несмотря на то, что награбленное имущество постоянно вывозилось целыми поездами, склады были переполнены, а пространство между ними зачастую заполняли груды не рассортированного багажа.

Вязи с приближением к Освенциму Советской Армии, со складов срочно вывозились самые ценные вещи. За несколько дней до освобождения эсэсовцы подожгли склады, затирая следы преступления. Сгорело 30 бараков, а в тех, которые остались, после освобождения было найдено много тысяч пар обуви, одежды, зубных щеток, кисточек для бритья, очков, протезов...

Освобождая лагерь в Освенциме, Советская Армия обнаружила на складах около 7 тонн волос, упакованных в мешки. Это были те остатки, которые лагерные власти не успели продать и отправить на фабрики Третьего рейха. Проведённый анализ показал, что на них имеются следы цианистого водорода, особого отравляющего компонента препаратов под названием «Циклон Б». Из человеческих волос немецкие фирмы в числе других изделий производили волосяную портняжную бортовку. Найденные в одном из городов рулоны бортовки, находящиеся в витрине, были отданы на анализ, результаты которого показали, что она изготовлена из человеческих волос, скорее всего — женских.

Очень трудно представить себе те трагические сцены, которые ежедневно разыгрывались в лагере. Бывшие узники — художники — пытались передать атмосферу тех дней в своем творчестве.

Тяжелая работа и голод приводили к полному истощению организма. От голода узники заболевали дистрофией, что очень часто кончалось смертью. Эти фотографии были сделаны после освобождения; на них представлены взрослые узницы, весившие от 23 до 35 кг.

В Аушвице кроме взрослых находились и дети, которых направляли в лагерь вместе с родителями. Прежде всего это были дети евреев, цыган, а также поляков и русских. Большинство детей-евреев погибало в газовых камерах сразу же после прибытия в лагерь. Немногих из них после тщательного отбора направляли в лагерь, где они подчинялись тем же строгим правилам, что и взрослые. На некоторых из детей, например, на близнецах, проводили преступные эксперименты.

Один из страшнейших экспонатов — макет одного из крематориев в лагере Аушвиц-II. В среднем в таком здании за сутки убивали и сжигали около 3 тысяч человек...

А это уже крематорий в Аушвице-I. Он был расположен за лагерной оградой.

Самым большим помещением в крематории был морг, который переделали во временную газовую камеру. Здесь в 1941 и 1942 годах убивали советских узников и евреев из гетто, организованных немцами на территории Верхней Силезии.

Во второй части находятся реконструированные из сохранившихся подлинных металлических элементов две из трех печей, в которых в течение суток сжигалось около 350 тел. В каждой реторте одновременно помещалось 2-3 трупа.

Далее предлагаем отправиться на виртуальную экскурсию по страшному месту - немецкому лагерю смерти Майданек, который в годы Второй мировой войны был построен на территории Польши. В настоящее время на территории лагеря находится музей.

От Варшавы до музея на месте «лагеря смерти» (окраина Люблина) два с половиной часа езды на машине. Вход бесплатный, но желающих заглянуть мало. Только в здании крематория, где пять печей ежедневно превращали узников в пепел, толпится школьная экскурсия вместе с католическим священником. Готовясь служить мессу в память о замученных в Майданеке поляках, ксендз накрывает скатерть на подготовленный стол, достаёт Библию и свечи. Подросткам здесь явно неинтересно - они шутят, улыбаются, выходят покурить. «Вы знаете, кто освободил этот лагерь?» - спрашиваю я. Среди молодых поляков замешательство. «Англичане?» – неуверенно говорит светловолосая девочка. «Нет, американцы!» - перебивает её худощавый паренёк. – «Кажется, тут был десант!». «Русские» - тихо произносит священник. Школьники поражены – новость для них словно гром среди ясного неба. 22 июля 1944 года Красную Армию встречали в Люблине с цветами и слезами радости. Сейчас же мы не можем дождаться за освобождение концлагерей даже не благодарности – просто элементарного уважения.

В Майданеке сохранилось почти всё. Двойная ограда с колючей проволокой, вышки охраны СС и почерневшие печи крематория. На бараке c газовой камерой привинчена табличка – «Помывочная и дезинфекция». Сюда заводили по пятьдесят человек, якобы «в баню» – выдавали мыло, просили аккуратно складывать одежду. Жертвы входили в цементную душевую, дверь блокировалась, и из отверстий на потолке струился газ. Поражает глазок в двери – какая-то сволочь из СС спокойно смотрела, как люди умирают в мучениях. Редкие посетители разговаривают тихо, как на кладбище. Девушка из Израиля плачет, уткнувшись в плечо своему парню. Сотрудник музея сообщает: в лагере погибло 80 000 человек. «Как это? – удивляюсь я. – Ведь на Нюрнбергском процессе фигурировала цифра в 300 тысяч, треть из них - поляки». Оказывается, после 1991 года число жертв постоянно снижают – сперва постановили, что в Майданеке замучили 200 тысяч людей, недавно и вовсе «скостили» до восьмидесяти: дескать, точнее пересчитали.

Я не удивлюсь, если лет через десять такими мерками власти Польши станут утверждать – в Майданеке вообще никто не умер, концлагерь был образцовым санаторием-курортом, где заключенные проходили оздоровительные процедуры, - возмущается главный редактор Интернет-портала Strajk Мачей Вишневский. - Мой отец, бывший партизаном во время войны, говорил – «Да, русские принесли нам режим, который мы не хотели. Но главное – в концлагерях СС перестали работать газовые камеры и печи». В Польше государственная пропаганда на всех уровнях пытается замолчать заслуги советских солдат в спасении десятков миллионов жизней. Ведь если бы не Красная Армия, крематорий Майданека продолжал бы дымиться ежедневно.

От газовой камеры идти всего минуту – попадаешь в барак, доверху набитый старой, полуистлевшей обувью. Я долго рассматриваю её. Дорогие туфли модниц (одна даже из змеиной кожи), мужские штиблеты, детские ботиночки. Их больше – но в 2010 году один барак музея сгорел по непонятным причинам (возможно, от поджога): 7000 пар обуви пропали в огне. 3 ноября 1943 года в рамках так называемой «Операции «Эрнтеданкфест» (праздник сбора урожая) эсэсовцы расстреляли в Майданеке 18 400 евреев, включая многих граждан СССР. Людей заставляли ложиться во рвы друг на друга, «слоем», а затем убивали выстрелом в затылок. 611 человек потом неделю сортировали имущество казнённых, в том числе эту вот самую обувь. Сортировщиков тоже уничтожили – мужчин расстреляли, женщин отправили в газовую камеру. В помещении рядом – мемориал безымянным узникам, чьи личности не смогли установить: рядами горят лампочки, окутанные шарами из колючей проволоки. Проигрывается аудиозапись – на польском, русском, идиш люди просят Бога сохранить им жизнь.

Нынешний музей занимает лишь четвертую часть от реальной территории Майданека: основанный 1 октября 1941 года, это был концлагерь-город с «районами», где отдельно содержались женщины, евреи, польские повстанцы. Первыми обитателями «спецзоны СС» стали 2 000 советских военнопленных, всего через полтора месяца (!) три четверти из них умерли от невыносимых условий содержания. На этом факте экспозиция музея внимания не заостряет. К январю 1942-го погибли все остальные узники – лагерь стоял пустой до марта, пока не пригнали 50 000 новых заключённых. Их уничтожали настолько быстро, что один крематорий не справлялся с сожжением тел – пришлось построить второй.

Вышки над лагерем потемнели от времени, дерево стало угольно-чёрным. 73 года назад на каждой стояли по два охранника СС, наблюдая за Майданеком – часто, отчаиваясь, узники сами шли под пули, лишь бы закончить свои мучения. В огромном мавзолее, сооружённом рядом с крематорием, захоронен прах тысяч заключённых – освободившие Майданек красноармейцы обнаружили ящики с пеплом, которые охрана приготовила к утилизации. Печи крематория закопчены огнём, их невозможно очистить от впитавшихся в металл останков сотен тысяч людей. Один из заключённых, попавший в Майданек в шестилетнем (!) возрасте, уроженец Витебской области Александр Петров рассказывал – еврейских детей дошкольного возраста в этих печах сжигали живыми. Выжившие в лагере свидетельствуют – немцы не проявляли особой ненависти к ним. Они скучно старались убить как можно больше людей, выполняя свою работу. Из всех деревьев в лагере уцелело одно. На остальных умирающие от жуткого голода узники съели кору, сгрызли корни.

На этот лагерь даже сейчас смотреть – становится не по себе. А люди жили там почти 3 года. На фото – сам Майданек, газовая камера, бараки, крематорий.

Концлагеря панской Польши для русских...

Мы все знаем слово "Катынь". Но кто из нас знает о концлагере Стшалков? А ведь, в нем было уничтожено гораздо больше советских граждан, чем расстреляно поляков в Катыни. Россия признала преступлением уничтожение польских военных. Но кто-нибудь слышал слова покаяния от поляков за гибель наших с вами прадедов? Стшалков был не единственным концлагерем, где массово осуществлялось умерщвление советских военных - существовало еще, по меньшей мере, четыре лагеря в Домбье, Пикулице, Вадовице и Тухоле.

Молодая Гвардия "Единой России" вышла к посольству Польши с требованием предоставить доступ к польским архивам для российских историков. Мы не имеем права позволять Польше спекулировать на истории. Доступ к архивам является критически важным для того, чтобы не только российское общество, но и сами поляки знали, в какой стране они живут. Что происходило с их родиной меньше, чем 100 лет назад. Какие преступления совершило польское государство в то время.

В первую очередь, безусловно, должна быть дана беспристрастная оценка злодеяниям польского режима, безжалостно уничтожившего советских военнопленных. По разным оценкам за время советско-польских столкновений в 1919-1921 годах в плен попало, по разным данным от 140 до 200 тысяч советских солдат. Около 80 тысяч из них погибли в Польше от голода, болезней пыток, казней и издевательств. Поляки называют цифру в 85 тысяч пленных и 20 тысяч погибших, но она не выдерживает критики, так как лишь в Варшавском сражении число попавших в плен красноармейцев составляет порядка 60 тысяч человек. Это преступление не имеет срока давности. И Польша не принесла до сих пор никаких извинений за историческое злодеяние, по масштабам соответствующее массовым убийствам в Бухенвальде и Освенциме.

Президент Польши Лех Качиньский уверяет, что солдаты погибли от тифа. Так и хочется посмотреть ему в глаза и спросить: все 80 тысяч погибли от тифа? Мы знаем из свидетельств побывавших в польском плену, что наших солдат морили голодом, держали в бараках в жуткой тесноте, не оказывали медицинской помощи. Помимо использования их на тяжелых работах, пыток и казней, все вышеперечисленное вкупе, безусловно, не могло не привести к тому, что пленные умирали. Фактически, концлагеря, где их держали, превратились в громадные некрополи.

Правда о зверствах польских властей, приведших к гибели наших предков, находится в архивах Польши. Очевидно, что она станет доступна исследователям рано или поздно. И многое здесь будет зависеть от польского руководства - либо оно обеспечит доступ к архивам и принесет покаяние за действия своих предшественников в 20-е - 30-е годы, либо оно встанет в одни ряд с шовинистическим польским режимом, который закончил свое существование в 1939 году вместе с Польшей.

Кстати, один из аргументов защитников Польши и польской версии истории, касающийся того, что поляки уничтожали советских военнопленных, которые вторглись в Польшу, и потому были "вправе", стоит отвергнуть сразу. Не только по причине негуманности, но еще и вследствие очевидного антиисторизма.

Еще в марте 1917 года, сразу после свержения Николая Второго, Россия признала право Польского государства на суверенное существование. Подтверждено оно было и в 1918 году большевиками, в преддверии завершения Первой мировой. Но именно новое польское руководство во главе с Юзефом Пилсудским, руководствуясь концепцией "Междуморья" (восстановление Речи Посполитой с территорией до разделов) начало захватническую войну по границам бывшей Российской империи, Германии и Австро-Венгрии. Широко известны детали зверств польских военных, особенно армии Галлера, а также бандформирования Станислава Балаховича, контролируемого Варшавой.

В ходе этой войны, которую даже недобросовестные историки не назовут захватнической со стороны СССР, поляки захватили в плен от 140 до 200 тысяч советских военных. Лишь 65 тысяч человек вернулось из плена после заключения Рижского мирного договора 1921 года. Правда о десятках тысяч жертв должна быть установлена. Так же, как должна быть установлена точная цифра уничтоженных в Польше красноармейцев.

Своих исследователей ждет и вопрос уничтожения Польшей белорусской системы образования. Известно, что с 1920 по 1939 года число школ, где преподавание велось на белорусском языке, было сокращено с 400 до... 0 (прописью - до нуля). Также своего исследователя должны дождаться и практики Польши по совершению карательных экспедиций против украинцев, получивших название "пацификации". Действия поляков против украинцев были настолько вопиющими, что в 1932 году Лига наций даже приняла специальное постановление о том, что Польша осуществляет угнетение украинской нации. В свою очередь, в 1934 году Варшава уведомило Лигу Наций об одностороннем расторжении договора о защите национальных меньшинств.

Не должно остаться без внимания и существование в Польше концлагерей для противников польского шовинистического государства с его однопартийной системой, бесконтрольными карательными органами, авторитарной центральной властью и нацистской политикой в отношении непольского населения. Да-да. Польша в 30-х годах была именно таким недемократическим государством! Да-да. Польша в 30-х годах возводила концлагеря для инакомыслящих! Наиболее известный - Береза-Картузская: пять защитных рядов колючей проволоки, ров с водой, еще несколько рядов колючки под напряжением, сторожевые вышки с пулеметчиками и охранники с немецкими овчарками. Нацистам в Германии было, у кого учиться!

Даже наиболее полно обрисованный вопрос польского антисемитизма - и тот еще ждет своего дотошного исследователя. Архивы позволят добавить многое к тому, как на государственном уровне осуществлялись притеснения евреев. Позорные "еврейские" скамьи в университетах - лишь наиболее очевидные признаки антисемитской политики Польши. Куда более важным является запрет для евреев (а также белорусов, русских и украинцев) занимать государственные должности. Евреям был затруднен доступ к кредитам, им мешали заниматься коммерцией. Практически полностью евреев исключили из образования - так, на всю Польшу насчитывалось лишь 11 профессоров-евреев, работающих в университетах. Для студентов устраивали "Дни без евреев", когда евреев изгоняли из университетов. Так как доступ к госслужбе для евреев был закрыт, то евреи, получавшие юридическое образование, часто шли в адвокатуру. Поляки решили эту проблему просто, закрыв в 1937 году евреям доступ в адвокатуру.

В конце 30-х годов антисемитизм вышел на новый уровень практически официальной сегрегации. В Калише в 1937 году рыночную площадь разделили на нееврейскую и еврейскую части. В некоторых городах ширилось общественное движение за изгнание евреев и даже за введение по примеру Германии Нюрнбергских законов. Авторитетнейший исследователь проблемы антисемитизма в Польше доктор наук Колумбийского университета Целиа Стопницка-Хеллер грустно констатировала по этому поводу: "немцы только лишь закончили, и то с помощью самих поляков, дело, начатое польскими антисемитами". Надо сказать, что исследователь знала, что говорила, так как сама родилась в Польше в 1927 году.

Нельзя оставить без внимания и внешнюю политику Польши. Кто, как не Варшава, еще 26 января 1934 года заключила договор с Германией о ненападении? Российская разведка имеет все основания предполагать, что этот договор сопровождался также подписанием секретных протоколов, либо секретных договоренностей, направленных против СССР. И, хотя поляки всячески отрицают это, понятно, что доказательства, подтверждающие или опровергающие факт заключения секретного протокола, находятся в архивах Польши. Они также ждут своего первооткрывателя.

Участие Польши в разделе Чехословакии - исторический факт. Как шакал, который питается объедками, Варшава слизнула подачки, которые Франция, Германия и Британия подбросили ей по итогам Мюнхенского сговора 1938 года. Единственной страной, которая была готова направить войска на помощь Чехословакии, был СССР. Но советские войска не пропустила через свою территорию...Польша.

Известна и тайная деятельность польского руководства, направленная против СССР. Операция "Прометей", включающая в себя подрывные действия против Советского Союза, организацию этнических волнений, саботаж и шпионаж, описана самими польскими разведчиками, которые ссылаются на документы. Эти документы опять же хранятся в польских архивах, также как и многие другие свидетельства трагических событий того времени.

Понятно, почему Польша не дает историкам доступ в свои архивы. Непонятно другое - зачем с такими скелетами в собственном шкафу, пытаться искать соринку в чужом глазу?