Пахомий Нерехтский (+ ), преподобный .

Память21 марта (прославление),15 мая (тезоименитство), в СоборахВладимирских иКостромских святых

В миру Иаков, родился в началеXIV века в семье священника воВладимире на Клязьме . Отец Иакова был священником в церкви святителя Николая, его имя Игнатий, мать называлась Анна. Оба они были люди богобоязненные и дали своему сыну благочестивое воспитание; семи лет он был отдан учиться священным книгам и, как скоро навык в Божест-венном Писании, начал проявлять необычайное усердие к храму Божию.

Отец его тогда скончался, оставив Иакова 12-летним сиротой, а мать не пре-пят-ст-вовала сыну исполнить его благочестивое намерение и благословила сына на путь иночества.

По достижении 21 года он принял постриг вБогородице-Рождественском Владимирском монастыре и безропотно проходил в обители разные послушания.

Прошло много времени. Игумен монастыря, видя трудолюбие и смирение преподобного Пахомия, приводит его к святомуАлексию , наместнику Московского митрополитаФеогноста , и просит посвятить Пахомия вдиаконы . Святой Алек-сий охотно исполняет это. И в сане диакона преподобный прожил в Богородице-Рождественском монастыре много лет, около десяти, а затем сделался настояте-лемЦаре-Констан-тиновской обители близ города Владимира . Святитель Алексий, восстановив древнюю обитель во имя равноапостольного царяКонстантина , не нашел для нее более подходящего игу-мена, чем преподобный Пахомий, добродетели ко-то-рого давно знал он. Прибыв в году воВлади-мир , чтобы осмотреть воссоздан-ную обитель, святительАлексий поставил Пахомия ее начальником.

Несколько лет управлял преподобный обителью, устаивая в ней порядок жиз-ни, назидая братию сло-вом и примером. Но, стремясь к безмолвному пустынному житию, ночью, тайно от бра-тии оставляет преподобный Пахомий Царе-Константиновскую обитель и уда-ляется в Ко-стромские пределы, на место, которое называлосьНерехта .

Здесь, на речке Гриденке, нашел он удобное место для иноческой жизни - возвышенный полуостров в глухом лесу. Преподобный обратился к жителям посада Нерехты с просьбой поселиться и устроить обитель в местечкеСыпаново , Костромского края. Нерехтцы с радостью согласились и приняли посильное участие в устройстве обители.

Преподобный Пахомий написал образ Святой Троицы и с молебным пением принес его на то место, где положил воздвигнуть храм во имя Святой Троицы. Окончив построение храма, святой Пахомий занялся устроением порядка в новой обители, которая постепенно населялась иноками. В новоустроенной обители иноки должны были сами обрабатывать землю и питаться трудами рук своих, в чем святой первый подавал пример братии.

Скончался21 марта году в глубокой старости и был погребен в основанном им Троицком храме. Одним из его учеников, Иринархом, была написана икона святого.

Св. мощи его, обретенные нетленными в , почивали в открытой раке в церкви его родного монастыря.

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Пахомий Нерехтский (в миру Иаков Игнатьев ; начало XIV века , Владимир - 23 марта , близ Нерехты) - игумен Русской православной церкви , первый игумен возобновлённого Константиновского монастыря (ныне закрытый монастырь в черте города Владимир), основатель мужского монастыря на Нерехте . Канонизирован в лике преподобных .

Биография

Родился во Владимире в семье священника. Семи лет он был отдан учиться священным книгам и, как скоро навык в Божест­венном Писании, начал проявлять необычайное усердие к храму Божию.

После кончины своего отца, будучи 12-летним отроком, Иаков по благословению матери ушёл в Богородице-Рождественский монастырь близ Владимира, а в 21 год принял монашеский постриг с именем Пахомий в честь преподобного Пахомия Великого .

Через несколько лет инок Пахомий был рукоположен во диаконы епископом Владимирским Алексием (Бяконтом) , будущим митрополитом Киевским.

В 1352 году он был рукоположён в сан иеромонаха , а в 1365 году, по возобновлении Константиновского монастыря, назначен был первым его игуменом .

Устраивая обитель, преподобный Пахомий сгорал желанием уединения и вскоре удалился в пустынное место близ Нерехты , где построил Троицкий храм и в глубокой старости скончался 23-го марта 1384 года.

Мощи

Песнопения

  • Тропарь , глас 4:
Житейския молвы, преподобне,/ отвергся и, яко птица, обрет в пустыни безмолвие,/ и в ней водворився составил еси обитель Пресвятыя Троицы,/ в молитвах же и трудех прилежа Богови,/ процвел еси яко финикс,/ быв образ утешения духовнаго,/ преподобне отче Пахомие,/ моли Пресвятую Троицу спастися душам нашим .
  • Кондак , глас 4:
В пустыни безмолвствуя,/ единствующу тя, Богоносе, взыскующу ти Господа,/ Богу же тебе не оставльшу единому быти в пустыни,/ и Того повелением снидошася к тебе неколико братии,/ с нимиже ти молящуся Господеви,/ Троице пречестен храм воздвиже,/ в немже предстояще, преподобне Пахомие,/ молися о спасении душ наших .

Напишите отзыв о статье "Пахомий Нерехтский"

Примечания

Литература

  • Жития русских святых. Изд-во «Сибирская благозвонница», Москва, Том 1, 2008, стр. 100-105. ISBN 978-5-91362-096-5 .

Ссылки

  • Русский биографический словарь : В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896-1918.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Открытая православная энциклопедия «Древо»

Отрывок, характеризующий Пахомий Нерехтский

Мавра Кузминишна предлагала внести раненого в дом.
– Господа ничего не скажут… – говорила она. Но надо было избежать подъема на лестницу, и потому раненого внесли во флигель и положили в бывшей комнате m me Schoss. Раненый этот был князь Андрей Болконский.

Наступил последний день Москвы. Была ясная веселая осенняя погода. Было воскресенье. Как и в обыкновенные воскресенья, благовестили к обедне во всех церквах. Никто, казалось, еще не мог понять того, что ожидает Москву.
Только два указателя состояния общества выражали то положение, в котором была Москва: чернь, то есть сословие бедных людей, и цены на предметы. Фабричные, дворовые и мужики огромной толпой, в которую замешались чиновники, семинаристы, дворяне, в этот день рано утром вышли на Три Горы. Постояв там и не дождавшись Растопчина и убедившись в том, что Москва будет сдана, эта толпа рассыпалась по Москве, по питейным домам и трактирам. Цены в этот день тоже указывали на положение дел. Цены на оружие, на золото, на телеги и лошадей всё шли возвышаясь, а цены на бумажки и на городские вещи всё шли уменьшаясь, так что в середине дня были случаи, что дорогие товары, как сукна, извозчики вывозили исполу, а за мужицкую лошадь платили пятьсот рублей; мебель же, зеркала, бронзы отдавали даром.
В степенном и старом доме Ростовых распадение прежних условий жизни выразилось очень слабо. В отношении людей было только то, что в ночь пропало три человека из огромной дворни; но ничего не было украдено; и в отношении цен вещей оказалось то, что тридцать подвод, пришедшие из деревень, были огромное богатство, которому многие завидовали и за которые Ростовым предлагали огромные деньги. Мало того, что за эти подводы предлагали огромные деньги, с вечера и рано утром 1 го сентября на двор к Ростовым приходили посланные денщики и слуги от раненых офицеров и притаскивались сами раненые, помещенные у Ростовых и в соседних домах, и умоляли людей Ростовых похлопотать о том, чтоб им дали подводы для выезда из Москвы. Дворецкий, к которому обращались с такими просьбами, хотя и жалел раненых, решительно отказывал, говоря, что он даже и не посмеет доложить о том графу. Как ни жалки были остающиеся раненые, было очевидно, что, отдай одну подводу, не было причины не отдать другую, все – отдать и свои экипажи. Тридцать подвод не могли спасти всех раненых, а в общем бедствии нельзя было не думать о себе и своей семье. Так думал дворецкий за своего барина.
Проснувшись утром 1 го числа, граф Илья Андреич потихоньку вышел из спальни, чтобы не разбудить к утру только заснувшую графиню, и в своем лиловом шелковом халате вышел на крыльцо. Подводы, увязанные, стояли на дворе. У крыльца стояли экипажи. Дворецкий стоял у подъезда, разговаривая с стариком денщиком и молодым, бледным офицером с подвязанной рукой. Дворецкий, увидав графа, сделал офицеру и денщику значительный и строгий знак, чтобы они удалились.
– Ну, что, все готово, Васильич? – сказал граф, потирая свою лысину и добродушно глядя на офицера и денщика и кивая им головой. (Граф любил новые лица.)
– Хоть сейчас запрягать, ваше сиятельство.
– Ну и славно, вот графиня проснется, и с богом! Вы что, господа? – обратился он к офицеру. – У меня в доме? – Офицер придвинулся ближе. Бледное лицо его вспыхнуло вдруг яркой краской.
– Граф, сделайте одолжение, позвольте мне… ради бога… где нибудь приютиться на ваших подводах. Здесь у меня ничего с собой нет… Мне на возу… все равно… – Еще не успел договорить офицер, как денщик с той же просьбой для своего господина обратился к графу.
– А! да, да, да, – поспешно заговорил граф. – Я очень, очень рад. Васильич, ты распорядись, ну там очистить одну или две телеги, ну там… что же… что нужно… – какими то неопределенными выражениями, что то приказывая, сказал граф. Но в то же мгновение горячее выражение благодарности офицера уже закрепило то, что он приказывал. Граф оглянулся вокруг себя: на дворе, в воротах, в окне флигеля виднелись раненые и денщики. Все они смотрели на графа и подвигались к крыльцу.

ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Пахомий Нерехтский (+ 1384), преподобный.

Преподобный Пахомий Нерехтский, в миру Иаков, родился в семье священника во Владимире на Клязьме. Отец Иакова был священником в церкви святителя Николая, его имя Игнатий, мать называлась Анна. Оба они были люди богобоязненные и дали своему сыну благочестивое воспитание; семи лет он был отдан учиться священным книгам и, как скоро навык в Божест-венном Писании, начал проявлять необычайное усердие к храму Божию.

Отец его тогда скончался, оставив Иакова 12-летним сиротой, а мать не пре-пят-ст-вовала сыну исполнить его благочестивое намерение и благословила сына на путь иночества.

По достижении 21 года он принял постриг в Богородице-Рождественском Владимирском монастыре и безропотно проходил в обители разные послушания.

Прошло много времени. Игумен монастыря, видя трудолюбие и смирение преподобного Пахомия, приводит его к святому Алексию, наместнику Московского митрополита Феогноста, и просит посвятить Пахомия в диаконы. Святой Алек-сий охотно исполняет это. И в сане диакона преподобный прожил в Богородице-Рождественском монастыре много лет, около десяти, а затем сделался настояте-лем Царе-Констан-тиновской обители близ города Владимира. Святитель Алексий, восстановив древнюю обитель во имя равноапостольного царя Константина, не нашел для нее более подходящего игу-мена, чем преподобный Пахомий, добродетели ко-то-рого давно знал он. Прибыв в 1362 году во Влади-мир, чтобы осмотреть воссоздан-ную обитель, святитель Алексий поставил Пахомия ее начальником.

Несколько лет управлял преподобный обителью, устаивая в ней порядок жиз-ни, назидая братию сло-вом и примером. Но, стремясь к безмолвному пустынному житию, ночью, тайно от бра-тии оставляет преподобный Пахомий Царе-Константиновскую обитель и уда-ляется в Ко-стромские пределы, на место, которое называлось Нерехта.

Здесь, на речке Гриденке, нашел он удобное место для иноческой жизни - возвышенный полуостров в глухом лесу. Преподобный обратился к жителям посада Нерехты с просьбой поселиться и устроить обитель в местечке Сыпаново, Костромского края. Нерехтцы с радостью согласились и приняли посильное участие в устройстве обители.

Преподобный Пахомий написал образ Святой Троицы и с молебным пением принес его на то место, где положил воздвигнуть храм во имя Святой Троицы. Окончив построение храма, святой Пахомий занялся устроением порядка в новой обители, которая постепенно населялась иноками. В новоустроенной обители иноки должны были сами обрабатывать землю и питаться трудами рук своих, в чем святой первый подавал пример братии.

Преподобный скончался 21 марта 1384 году в глубокой старости и был погребен в основанном им Троицком храме. Одним из его учеников, Иринархом, была написана икона святого.

Св. мощи его, обретенные нетленными в 1657 , почивали в открытой раке в церкви его родного монастыря. В 1675 г., преподобный Пахомий был канонизирован Русской Православной Церковью и причислен к лику святых .

Основная память преподобного Пахомия совершается 15 мая, в день тезоименитства святого, 21 марта - в день преставления.

Тропарь Пахомию Нерехтскому, глас 4

Житейския молвы, преподобне, отвергся и, яко птица, обрет в пустыни безмолвие, и в ней водворився составил еси обитель Пресвятыя Троицы, в молитвах же и трудех прилежа Богови, процвел еси яко финикс, быв образ утешения духовнаго, преподобне отче Пахомие, моли Пресвятую Троицу спастися душам нашим.

Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1072.htm

http://www.saints.ru/p/Pahomii_Nerehtskii.html

Скорее всего в одной из дат опечатка: 1657 или 1675. Мощи обычно обретаются в год прославления.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ
    Пахомий Нерехтский (в миру Иаков) - преподобный, сын владимирского священника Игнатия, постриженник Рождественского монастыря. Святитель Алексей, возобновив во Владимире …
  • ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в миру Иаков) — преподобный, сын владимирского священника Игнатия, постриженник Рождественского монастыря. Святитель Алексей, возобновив во Владимире Константиновский монастырь, поставил …
  • ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (в миру Иаков) ? преподобный, сын владимирского священника Игнатия, постриженник Рождественского монастыря. Святитель Алексей, возобновив во Владимире Константиновский монастырь, поставил …
  • ПАХОМИЙ
    (Pachomios) [около 287, Сне (Эснех), Верхний Египет,- 14.5.347, Пабау (Фебоу), там же], основатель киновитства (общежительной формы монашества) . Сын …
  • ПАХОМИЙ
    ПАХ́ОМИЙ ЛОГОФЕТ (Пахомий Серб) (?- 1480-е гг.), рус. писатель-агиограф, монах. Выходец из Сербии. Жития Кирилла Белозерского и Варлаама Хутынского, основателя …
  • ПАХОМИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПАХ́ОМИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 290-346), христ. святой, монах. Родом из Египта, подвизался в Фиваидской пустыне. Впервые основал монастырь на началах общежития …
  • ПАХОМИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ПАХОМИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Пахомий, (Пахомиевич, Пахомиевна и Пахомьевич, …
  • ПАХОМИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Кенский (ум. ок. 1515), преподобный, ученик преподобного Александра Ошевенского, основатель и первый игумен Пахомиевой Спасо-Преображенской Кенской пустыни (упразднена в 1764). …
  • ПАХОМИЙ РУССКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий Русский, Афонский (+ 1730 ), преподобномученик. Память 7 мая в день кончины В …
  • ПАХОМИЙ КЕНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий Кенский (+ ок. 1515), игумен, преподобный. Память в первую субботу после Крещения …
  • ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий Великий (+ 348), преподобный, ученик преп. Паламона Фиваидского, наряду с Антонием Великим …
  • ПАХОМИЙ ВАЛААМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий Валаамский (+ 1578), послушник, преподобномученик. Память 20 февраля. Мученически пострадал 20 …
  • ПАХОМИЙ (ШПАКОВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий (Шпаковский) (1672 - 1723), митрополит Воронежский и Елецкий. Родился в первых числах …
  • ПАХОМИЙ (ТУРКЕВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий (Туркевич) (1864 - 1937), игумен, преподобномученик. В миру Туркевич Павел Акимович. …
  • ПАХОМИЙ (СИМАНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий (Симанский) (+ 1789), епископ Устюжский и Тотемский. С 1753 г. - архимандрит Волоколамского …
  • ПАХОМИЙ (ГАЧИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий (Гачич) (род. 1952), епископ Враньский. В миру Томислав Гачич, родился 17 октября 1952 …
  • ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ в Краткой биографической энциклопедии:
    Пахомий Логофет - известный агиограф, родом серб, инок Афонской горы. Появился в Москве около 1440 года; около 20 лет провел …
  • ПАХОМИЙ (ПИСАТЕЛЬ XVII ВЕКА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Пахомий - писатель XVII века. С 1638 по 1641 г. был игуменом Хутынского новгородского монастыря, потом архиепископом астраханским; умер в …
  • ПАХОМИЙ (ПИСАТЕЛЬ XVI ВЕКА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Пахомий - писатель XVI века, монах. Известен как составитель повести о ярославских князьях Василии и Константине Всеволодовичах (XIII век) и …
  • ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Пахомий Серб) (?-1480-е гг.) русский писатель-агиограф (жития Кирилла Белозерского и Варлаама Хутынского, основателя Хутынского монастыря); виртуоз орнаментального стиля "плетения …
  • ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Логофет, Пахомий Серб (гг. рождения и смерти неизвестны), учёный монах, писатель-агиограф 15 в. Серб по происхождению. Прибыл с Афона на …
  • ФЕОДОР ОСВЯЩЕННЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодор Освященный (ок. 316 - 368), преподобный. Ученик преподобного Пахомия Великого. Назван «освященным» …
  • СОБОР КОСТРОМСКИХ СВЯТЫХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор Костромских святых Память 23 января. Более 30 угодников Божиих подвизались в монашеском подвиге на …
  • СЕРАФИМ САРОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серафим Саровский (1754 - 1833), преподобный, великий подвижник Русской Церкви. Память 2 января …
  • КОСТРОМСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Костромская и Галичская епархия Русской Православной Церкви. Адрес: Россия, 156000, г. Кострома, ул. …
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Константинопольская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование …

Краткое житие преподобного Пахомия Нерехтского

Пре-по-доб-ный Па-хо-мий Нерехт-ский, в ми-ру Яков, ро-дил-ся в се-мье свя-щен-ни-ка во Вла-ди-ми-ре на Клязь-ме. Се-ми лет он был от-дан в уче-ние, по-это-му с дет-ства хо-ро-шо знал Бо-же-ствен-ное Пи-са-ние. Тя-го-тясь су-ет-но-стью тлен-но-го ми-ра, он при-нял по-стриг в Рож-де-ствен-ском Вла-ди-мир-ском мо-на-сты-ре и без-ро-пот-но про-хо-дил в оби-те-ли раз-ные по-слу-ша-ния. Стре-мясь к без-молв-но-му пу-стын-но-му жи-тию, по-движ-ник тай-но оста-вил оби-тель и уда-лил-ся в пре-де-лы Нерехты. Здесь, на реч-ке Гри-ден-ке, на-шел он удоб-ное ме-сто для ино-че-ской жиз-ни - воз-вы-шен-ный по-лу-ост-ров в глу-хом ле-су. Пре-по-доб-ный об-ра-тил-ся к жи-те-лям по-са-да Нерехты с прось-бой по-се-лить-ся и устро-ить оби-тель в ме-стеч-ке Сы-па-но-во Ко-стром-ско-го края. Нерехт-цы с ра-до-стью со-гла-си-лись и при-ня-ли по-силь-ное уча-стие в устрой-стве оби-те-ли. Пре-по-доб-ный Па-хо-мий на-пи-сал об-раз Свя-той Тро-и-цы и с мо-леб-ным пе-ни-ем при-нес его на то ме-сто, где по-ло-жил воз-двиг-нуть храм во имя Свя-той Тро-и-цы. Окон-чив по-стро-е-ние хра-ма, свя-той Па-хо-мий за-нял-ся устро-е-ни-ем по-ряд-ка в но-вой оби-те-ли, ко-то-рая по-сте-пен-но на-се-ля-лась ино-ка-ми. В но-во-устро-ен-ной оби-те-ли ино-ки долж-ны бы-ли са-ми об-ра-ба-ты-вать зем-лю и пи-тать-ся тру-да-ми рук сво-их, в чем свя-той пер-вый по-да-вал при-мер бра-тии. Пре-по-доб-ный скон-чал-ся в 1384 го-ду в глу-бо-кой ста-ро-сти и был по-гре-бен в ос-но-ван-ном им Тро-иц-ком хра-ме. Од-ним из его уче-ни-ков, Ири-нар-хом, бы-ла на-пи-са-на ико-на свя-то-го, поз-же бы-ла устро-е-на гроб-ни-ца для свя-тых мо-щей. Ос-нов-ная па-мять пре-по-доб-но-го Па-хо-мия со-вер-ша-ет-ся 15 мая, в день те-зо-име-нит-ства свя-то-го, 23 мар-та - в день пре-став-ле-ния.

Полное житие преподобного Пахомия Нерехтского

Пре-по-доб-ный Па-хо-мий ро-дил-ся в пер-вой чет-вер-ти XIV ве-ка в го-ро-де Вла-ди-ми-ре на Клязь-ме. Мир-ское имя его бы-ло Иа-ков. Отец Иа-ко-ва был свя-щен-ни-ком в церк-ви свя-ти-те-ля Ни-ко-лая, его имя Иг-на-тий, мать на-зы-ва-лась Ан-на. Оба они бы-ли лю-ди бо-го-бо-яз-нен-ные и да-ли сво-е-му сы-ну бла-го-че-сти-вое вос-пи-та-ние; се-ми лет он был от-дан учить-ся свя-щен-ным кни-гам и, как ско-ро на-вык в Бо-же-ствен-ном Пи-са-нии, на-чал про-яв-лять необы-чай-ное усер-дие к хра-му Бо-жию. Осо-бен-но лю-бил Иа-ков мо-лить-ся в мо-на-сты-ре во имя Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, и в этой слав-ной оби-те-ли он при-нял ино-че-ское по-стри-же-ние с име-нем Па-хо-мия. «И воз-го-ре-лось Ду-хом Свя-тым серд-це его, - го-во-рит древ-ний жиз-не-опи-са-тель пре-по-доб-но-го, - и за-тре-пе-та-ла ду-ша его Бо-же-ствен-ной лю-бо-вью, ибо огонь Бо-же-ствен-ной бла-го-да-ти за-жег ду-шу его, и вос-хо-тел быть ино-ком. - Дух Свя-тый вел его на этот путь».

Отец его то-гда скон-чал-ся, оста-вив Иа-ко-ва 12-лет-ним си-ро-той, а мать не пре-пят-ство-ва-ла сы-ну ис-пол-нить его бла-го-че-сти-вое на-ме-ре-ние и бла-го-сло-ви-ла сы-на на путь ино-че-ства. Но-во-по-стри-жен-ный юно-ша пе-ре-да-ет-ся опыт-но-му стар-цу, стро-го-му и тре-бо-ва-тель-но-му ду-хов-но-му во-ждю, и бес-пре-ко-слов-но под-чи-нил-ся ему: от-ре-ша-ет-ся от сво-ей во-ли и сдер-жи-ва-ет же-ла-ние сво-е-го серд-ца. Про-шло со-рок дней ис-ку-са, и на-сто-я-тель по-сы-ла-ет Па-хо-мия в брат-скую пе-кар-ню. Неуто-ми-мо тру-дит-ся здесь пре-по-доб-ный, ра-бо-тая днем и про-во-дя без сна но-чи, то-мя юную плоть свою.

Так про-шло мно-го вре-ме-ни. Игу-мен мо-на-сты-ря, ви-дя тру-до-лю-бие и сми-ре-ние пре-по-доб-но-го Па-хо-мия, при-во-дит его к свя-то-му , на-мест-ни-ку Мос-ков-ско-го мит-ро-по-ли-та Фе-о-гно-ста, и про-сит по-свя-тить Па-хо-мия в диа-ко-на. Свя-той Алек-сий охот-но ис-пол-ня-ет это. И в сане диа-ко-на пре-по-доб-ный про-жил в Рож-де-ствен-ском мо-на-сты-ре мно-го лет, око-ло де-ся-ти, а за-тем сде-лал-ся на-сто-я-те-лем Ца-ре-Кон-стан-ти-нов-ской оби-те-ли близ го-ро-да Вла-ди-ми-ра. Свя-ти-тель Алек-сий, вос-ста-но-вив древ-нюю оби-тель во имя рав-ноап-о-столь-но-го ца-ря Кон-стан-ти-на, не на-шел для нее бо-лее под-хо-дя-ще-го игу-ме-на, чем пре-по-доб-ный Па-хо-мий, доб-ро-де-те-ли ко-то-ро-го дав-но знал он. При-быв в 1362 го-ду во Вла-ди-мир, чтобы осмот-реть вос-со-здан-ную оби-тель, свя-ти-тель Алек-сий по-ста-вил Па-хо-мия ее на-чаль-ни-ком.

Несколь-ко лет управ-лял пре-по-доб-ный оби-те-лью, уста-и-вая в ней по-ря-док жиз-ни, на-зи-дая бра-тию сло-вом и при-ме-ром. Но за-тем «Бо-жия бла-го-дать при-шла на него», и яви-лось у него же-ла-ние пе-ре-не-сти свои по-дви-ги на ме-сто, где еще не си-я-ли све-том бла-го-че-стия хри-сти-ан-ские по-движ-ни-ки. Но-чью, тай-но от бра-тии, остав-ля-ет пре-по-доб-ный Па-хо-мий Ца-ре-Кон-стан-ти-нов-скую оби-тель и уда-ля-ет-ся в ко-стром-ские пре-де-лы, на ме-сто, ко-то-рое на-зы-ва-лось Нерехта. С собою при-нес по-движ-ник из иму-ще-ства толь-ко две кни-ги: «Пра-виль-ную кни-жи-цу» и Псал-тирь.

Нерехта упо-ми-на-ет-ся пер-вый раз в 1214 го-ду, и в по-ло-вине XIV ве-ка она пред-став-ля-ла со-бой, ве-ро-ят-но, зна-чи-тель-ное про-мыш-лен-ное се-ле-ние. В Нерехте Па-хо-мий оста-но-вил-ся на несколь-ко дней у од-но-го стран-но-при-им-но-го му-жа и в это вре-мя ис-кал ме-ста, удоб-но-го для со-зда-ния но-вой оби-те-ли. Та-кое ме-сто на-шел пре-по-доб-ный в двух вер-стах от се-ле-ния на во-сток: оно от-ли-ча-лось кра-со-той, бы-ло воз-вы-шен-но и по-рос-ло ле-сом: во-круг него про-те-ка-ло две ре-ки - Со-ло-ни-ца и ее при-ток, реч-ка Гри-дев-ка. Ме-сто пред-став-ля-ло со-бой по-лу-ост-ров и из-древ-ле на-зы-ва-лось Сы-па-но-во го-ро-ди-ще, Сы-па-но-ва го-ра или про-сто Сы-па-но-во. Пле-нен-ный кра-со-тою Сы-па-но-ва, по-движ-ник про-сил жи-те-лей Нерехты усту-пить ему по-лу-ост-ров, на ко-то-ром мож-но бы бы-ло по-ста-вить мо-на-стырь, и зем-лю для об-за-ве-де-ния мо-на-стыр-ско-го хо-зяй-ства. С ра-до-стью со-гла-си-лись ис-пол-нить прось-бу нерехт-чане, ко-то-рым бы-ло очень при-ят-но по-се-ле-ние у них свя-то-го, и усерд-но по-мо-га-ли пре-по-доб-но-му Па-хо-мию в устро-е-нии ме-ста для оби-те-ли: ру-би-ли лес, рас-чи-ща-ли зем-лю, по-ста-ви-ли ма-лую кел-лию са-мо-му по-движ-ни-ку. Пре-по-доб-ный на свои и на со-бран-ные с на-ро-да сред-ства на-пи-сал об-раз Жи-во-на-чаль-ной Тро-и-цы и с крест-ным хо-дом, со-про-вож-да-е-мый тол-пою на-ро-да, при-нес об-раз на Сы-па-но-во. На ме-сте ос-но-ва-ния хра-ма об-раз был по-став-лен и от-пет мо-ле-бен. Разо-шел-ся на-род по до-мам, а пре-по-доб-ный в сво-ей кел-лии мо-лил-ся Бо-гу, бла-го-да-рил Его за успеш-ное на-ча-тие де-ла и ска-зал: «Здесь по-кой мой; здесь я все-люсь и ста-ну жить, и пусть бу-дет то, что угод-но Бо-гу».

Жи-те-ли Нерехты с боль-шой охо-тою еже-днев-но при-хо-ди-ли к пре-по-доб-но-му Па-хо-мию и по-мо-га-ли ему в тру-дах устро-е-ния мо-на-сты-ря. Пре-по-доб-ный усерд-но тру-дил-ся с при-хо-див-ши-ми ми-ря-на-ми, бла-го-да-рил жерт-во-ва-те-лей. При-мер нерехт-чан на-шел под-ра-жа-те-лей сре-ди окрест-ных жи-те-лей, ко-то-рые так-же тру-ди-лись с Па-хо-ми-ем. По-яви-лись же-ла-ю-щие со-жи-тель-ство-вать по-движ-ни-ку в его пу-сты-ни; он с ра-до-стью по-стри-гал их в ино-че-ский об-раз и при-ни-мал как ча-до-лю-би-вый отец. Все бы-ло при-го-тов-ле-но к от-кры-тию Тро-иц-ко-Сы-па-но-вой оби-те-ли.

То-гда пре-по-доб-ный Па-хо-мий от-пра-вил-ся с од-ним из бра-тий в Моск-ву и про-сил у мит-ро-по-ли-та Алек-сия бла-го-сло-ве-ние на по-стро-е-ние хра-ма в оби-те-ли. Свя-ти-тель с ра-до-стью при-нял по-движ-ни-ка, дав-но ему зна-ко-мо-го, вел с ним ду-ше-по-лез-ную бе-се-ду, без за-мед-ле-ния дал бла-го-сло-вен-ную гра-мо-ту и ан-ти-минс. По воз-вра-ще-нии из Моск-вы пре-по-доб-ный еще рев-ност-нее спе-шил окон-чить Тро-иц-кий храм, еще усерд-нее ра-бо-та-ли с ним нерехт-чане и окрест-ные жи-те-ли. Вско-ре храм был го-тов, укра-шен ико-на-ми, снаб-жен кни-га-ми и тор-же-ствен-но освя-щен при уча-стии бли-жай-ше-го ду-хо-вен-ства и при сте-че-нии мно-же-ства на-ро-да.

Окон-чив храм, пре-по-доб-ный Па-хо-мий за-бот-ли-во устра-и-ва-ет мо-на-стырь. Бра-тия и мно-гие по-се-ти-те-ли оби-те-ли ста-вят брат-ские кел-лии. Мо-на-стырь об-но-сят сте-ною. Для про-пи-та-ния бра-тии за-во-дит-ся хле-бо-па-ше-ство: вы-ру-ба-ет-ся окрест-ный лес, вы-жи-га-ет-ся за-росль и по-яв-ля-ют-ся по-ля, за-се-ян-ные ро-жью, жи-том и ов-сом. Все это де-лал пре-по-доб-ный за-тем, чтобы бра-тия не бы-ли празд-ны-ми и пи-та-лись от сво-их тру-дов, а не од-ни-ми при-но-ше-ни-я-ми мир-ских лю-дей. Это-го ма-ло. Пом-ня, что мо-на-стырь устро-ил-ся на по-жерт-во-ва-ния ми-рян и да-же при их тру-до-вом со-дей-ствии, пре-по-доб-ный Па-хо-мий по-ста-вил за мо-на-стыр-ской сте-ною го-сти-ни-цу для «го-стей», то есть при-хо-дя-щих в оби-тель бо-го-моль-цев. Ис-пол-няя долг го-сте-при-им-ства, по-движ-ник кор-мил при-шель-цев мо-на-стыр-ским хле-бом и сам с бра-ти-ей вку-шал вме-сте с ни-ми тра-пе-зу. Вме-сте с внеш-ним шло и внут-рен-нее устро-е-ние Па-хо-ми-е-вой оби-те-ли. По-движ-ник дал ей стро-гий об-ще-жи-тель-ный устав, опре-де-лил мо-на-стыр-ские долж-но-сти: ке-ла-ря, каз-на-чея, чте-ца, пев-ца и ек-кле-си-ар-ха. В кон-це кон-цов Нерехт-ский мо-на-стырь стал от-ли-чать-ся та-ким по-ряд-ком, что дру-гие мо-на-сты-ри ста-ли ста-вить его в об-ра-зец се-бе. Это вы-зы-ва-ло и бо-лее усерд-ные жерт-вы окрест-ных хри-сто-люб-цев: они да-ва-ли свя-то-му на стро-е-ние мо-на-сты-ря, каж-дый от сво-е-го име-ния, кто сколь-ко мог. Один за-жи-точ-ный нерехт-ча-нин по-жерт-во-вал мо-на-сты-рю два ко-ло-ко-ла, тре-тий устро-ил по-движ-ник на соб-ствен-ные сред-ства.

В тру-дах и за-бо-тах о сво-ей оби-те-ли, в мо-лит-вен-ных по-дви-гах и по-пе-че-нии о спа-се-нии ду-ши сво-ей со-ста-рил-ся пре-по-доб-ный Па-хо-мий, за-не-мог и по-чув-ство-вал при-бли-же-ние кон-чи-ны. Ино-кам, окру-жив-шим одр, он ска-зал про-щаль-ное на-став-ле-ние: «Бра-тия! - на-чал по-движ-ник, - ныне от-хо-жу от вас и вру-чаю вас всех Пре-свя-той Тро-и-це и Пре-чи-стой Бо-го-ро-ди-це. А вы вы-бе-ри-те вме-сто ме-ня, ко-го хо-ти-те, на-сто-я-те-лем».

В от-вет бра-тия за-пла-ка-ли и еди-но-глас-но ска-за-ли уми-ра-ю-ще-му стар-цу: «Отец наш и пас-тырь! Не луч-ше ли и нам быть по-гре-бен-ным с то-бою, чем здесь оста-вать-ся без те-бя!»

Пре-по-доб-ный уте-шил ино-ков, со-ве-то-вал им на-деть-ся на Бо-га и вы-брал им в игу-ме-ны на свое ме-сто Фе-о-до-ра, по-стри-же-ни-ка Вла-ди-мир-ско-го Рож-де-ствен-ско-го мо-на-сты-ря, от-ту-да при-шед-ше-го в Сы-па-нов-скую пу-стынь. И мно-го свя-той по-учал бра-тию и на-став-лял на путь спа-се-ния, как со-блю-дать чин и устав мо-на-сты-ря, а в за-клю-че-ние при-ба-вил: «Бра-тия! Тер-пи-те на-хо-дя-щие на вас скор-би и бе-ды на сем ме-сте, да об-ря-ще-те бла-го-дать Бо-жию». По-сле то-го пре-по-доб-ный ис-про-сил у бра-тии про-ще-ние, дал им по-след-нее бла-го-сло-ве-ние и от-пу-стил с ми-ром по кел-ли-ям. 21 мар-та он при-об-щил-ся Свя-тых Та-ин, взи-рая на ико-ны, про-воз-гла-сил: «Гос-по-ди! В ру-це Твои пре-даю дух мой», - и скон-чал-ся. Это бы-ло в 1384 го-ду.

По-гре-бе-ние остан-ков угод-ни-ка Бо-жия бы-ло очень тор-же-ствен-но, при боль-шом сте-че-нии на-ро-да. Чест-ные мо-щи пре-по-доб-но-го по-ло-же-ны бы-ли по пра-вую сто-ро-ну ал-та-ря Тро-иц-ко-го со-бо-ра. Ко-гда в Сы-па-но-ве стро-и-ли ка-мен-ную цер-ковь на ме-сте де-ре-вян-ной, 6 мая 1675 го-да они об-ре-те-ны нетлен-ны-ми, но остав-ле-ны под спу-дом. По-том над ни-ми был устро-ен при-дел во имя угод-ни-ка Бо-жия. Те-перь его свя-тые мо-щи по-чи-ва-ют на ле-вой сто-роне Па-хо-ми-ев-ско-го при-де-ла, про-тив се-вер-ных врат ал-та-ря. Кра-си-вая ме-тал-ли-че-ская ра-ка воз-вы-ша-ет-ся над ни-ми, а по-верх ее по-ло-жен об-раз пре-по-доб-но-го Па-хо-мия.

Гос-подь Бог про-сла-вил Сво-е-го угод-ни-ка да-ром чу-до-тво-ре-ний как при жиз-ни его, так и по смер-ти.

В Нерехте во дни пре-по-доб-но-го Па-хо-мия про-жи-вал че-ло-век, пре-дан-ный неуме-рен-но-му пьян-ству. От ви-на он ли-шил-ся рас-суд-ка, бес-но-вал-ся и го-во-рил бес-смыс-ли-цу. Мно-го за-бо-ти-лись о нем род-ные, же-лая ис-це-лить его от бо-лез-ни, но на-прас-но. 1 ав-гу-ста, во вре-мя освя-ще-ния во-ды, ко-гда пре-по-доб-ный шел на реч-ку Гри-дев-ку, род-ствен-ни-ки ве-ли несчаст-но-го в мо-на-стырь. Оста-но-вив крест-ный ход, по-движ-ник ве-лел при-ве-сти боль-но-го к иор-да-ни, где про-ис-хо-ди-ло во-до-освя-ще-ние, и осе-нил его кре-стом. Безум-ный бро-сил-ся в во-ду и кри-чал: «Ах, как боль-но мне: ста-рец опа-лил ме-ня ог-нем». При этом он оста-вал-ся в реч-ке, ко-то-рая неглу-бо-ка, пла-кал и мо-лил-ся на ико-ны; рас-су-док вер-нул-ся к нему. Ис-це-лен-ный по-том рас-ска-зы-вал, что из кре-ста вы-шел огонь, ко-то-рый опа-лил его. По-сле ли-тур-гии Па-хо-мий дал ис-це-лен-но-му просфо-ру, и он на-все-гда из-ба-вил-ся от сво-ей бо-лез-ни.

Инок Ири-нарх, по-се-лив-ший-ся в мо-на-сты-ре при жиз-ни пре-по-доб-но-го и мно-го по-мо-гав-ший ему в устро-е-нии оби-те-ли, был ис-кус-ным жи-во-пис-цем. Через два го-да по-сле кон-чи-ны свя-то-го на-пал на Ири-нар-ха блуд-ный по-мысл и тяж-ко му-чил его. Инок по-ка-ял-ся в сво-ем гре-хе от-кры-то пе-ред всей бра-ти-ей, но и это не по-мог-ло ему. Он по-стил-ся, мо-лил-ся и, на-ко-нец, об-ра-тил-ся к за-ступ-ле-нию пре-по-доб-но-го Па-хо-мия, мо-ги-лу ко-то-ро-го по-се-щал каж-дый день. В од-ну ночь, утом-лен-ный мо-лит-вой и воз-вра-тясь с мо-ги-лы, Ири-нарх за-снул и ви-дит во сне све-то-леп-но-го стар-ца, укра-шен-но-го се-ди-на-ми, име-ю-ще-го дол-гую бо-ро-ду, бе-лую,как снег, и с жез-лом в ру-ке. Ста-рец ска-зал: «Брат Ири-нарх! Так все-гда мо-лись Гос-по-ду Бо-гу и Пре-чи-стой Бо-го-ро-ди-це, Гос-подь по-ми-ло-вал те-бя, не со-гре-шай впредь: вот ис-це-ля-ет те-бя Гос-подь от по-мыс-ла тво-е-го».

При этом чу-до-тво-рец уда-рил ино-ка по ле-во-му бед-ру жез-лом. Ири-нарх в ужа-се вско-чил и ви-дит пе-ред со-бою пре-по-доб-но-го Па-хо-мия, ко-то-рый го-во-рит: «Не бой-ся, ча-до! Ты те-перь ви-дишь ме-ня: на-пи-ши же об-раз по-до-бия мо-е-го, по-то-му что Гос-подь со-при-чис-лил ме-ня к ли-ку пре-по-доб-ных».

Проснув-шись, Ири-нарх рас-ска-зал о сво-ем ви-де-нии игу-ме-ну и бра-тии и в удо-сто-ве-ре-ние по-ка-зал след уда-ра на бед-ре сво-ем. Ис-пол-няя во-лю по-чив-ше-го свя-то-го, Ири-нарх на-пи-сал об-раз его, ко-то-рый сто-ит над гроб-ни-цею и со-хра-ня-ет-ся до-ныне.

В се-ле Ивань-ко-ве близ Ко-стро-мы в кон-це XVIII и на-ча-ле XIX вв. жил по-ме-щик Про-та-сьев. Он дол-го бо-лел гла-за-ми и на-ко-нец ослеп. Несчаст-ный не знал, что де-лать. Но вот яв-ля-ет-ся ему во сне ста-рец и со-ве-ту-ет по-мо-лить-ся пре-по-доб-но-му Па-хо-мию. Меж-ду тем Про-та-сьев и не знал, где ле-жат его мо-щи. Один зна-ко-мый ему ска-зал, что пре-по-доб-ный Па-хо-мий ле-жит в Сы-па-но-ве, и боль-ной с ра-до-стью и на-деж-дой явил-ся ту-да. Це-лый день го-ря-чо мо-лил-ся Про-та-сьев у ра-ки пре-по-доб-но-го и со-вер-шен-но про-зрел. В бла-го-дар-ность за ис-це-ле-ние свое он сде-лал се-реб-ря-ную ри-зу на гро-бо-вую ико-ну пре-по-доб-но-го.

В 1811 го-ду в церк-ви Сы-па-но-ва ра-бо-та-ли жи-во-пис-цы. Один из них, Со-ко-лов, ра-бо-тал в ку-по-ле, но так ле-ни-во, что свя-щен-ник хо-тел уда-лить его. Вне-зап-но Со-ко-лов тяж-ко за-не-мог, за-бо-ле-ла и его се-мья. Чув-ствуя при-бли-же-ние смер-ти, жи-во-пи-сец рас-ка-ял-ся в небреж-но-сти сво-ей. То-гда явил-ся ему во сне пре-по-доб-ный Па-хо-мий и го-во-рит: «Вста-вай и впредь так не де-лай». Яв-ле-ние так силь-но по-дей-ство-ва-ло на Со-ко-ло-ва, что, ско-ро вы-здо-ро-вев, он с усер-ди-ем при-нял-ся за ра-бо-ту и пре-крас-но ис-пол-нил стен-ную жи-во-пись.

Рас-ска-зы-ва-ют, что пре-по-доб-ный Па-хо-мий еще раз явил-ся жи-во-пис-цу пе-ред тем, как пи-сать ему на стене изо-бра-же-ние угод-ни-ка Бо-жия. Про-бу-див-шись, Со-ко-лов немед-лен-но взял-ся за кисть, чтобы не за-быть чер-ты ли-ца пре-по-доб-но-го Па-хо-мия.

В 1843 и 1892 гг. жи-те-ли Сы-па-но-ва бы-ли чу-дес-но из-бав-ле-ны пред-ста-тель-ством пре-по-доб-но-го от по-жа-ра. Но осо-бен-но па-мят-на для нерехт-чан и все-го Нерехт-ско-го края по-мощь угод-ни-ка Бо-жия во вре-мя хо-лер-ных эпи-де-мий 1848 и 1853 гг.

С вес-ны 1848 го-да хо-ле-ра силь-но рас-про-стра-ни-лась по Ко-стром-ской гу-бер-нии. В Нерехте на-ча-лась она в мае и ско-ро пре-вра-ти-лась в мор. При-хо-жане се-ла Сы-па-но-ва об-ра-ти-лись с мо-лит-вой к пре-по-доб-но-му Па-хо-мию, и он из-ба-вил их от смер-то-нос-ной яз-вы. Ко-гда со-вер-ша-ли крест-ный ход по се-лу и де-рев-ням при-хо-да, бо-лезнь немед-лен-но пре-кра-ща-лась; от-ча-ян-ные боль-ные немед-лен-но вы-здо-рав-ли-ва-ли. В Нерехту ико-на пре-по-доб-но-го при-не-се-на бы-ла в са-мый раз-гар эпи-де-мии и оста-ва-лась де-сять дней, и там очень ма-ло умер-ло из за-болев-ших, - все-го 9 че-ло-век из 300. Но-си-ли ико-ну чу-до-твор-ца и по со-сед-ним се-ле-ни-ям и де-рев-ням.

Через пять лет по-вто-ри-лись по-доб-ные яв-ле-ния ми-ло-сти Бо-жи-ей по мо-лит-вам пре-по-доб-но-го Па-хо-мия. В од-ной де-ревне был тяж-ко бо-лен хо-ле-рой ста-рик. Без чувств ле-жал он, и род-ные жда-ли его смер-ти. Вдруг он вздрог-нул и спро-сил: «Несут ли угод-ни-ка?» Ему ска-за-ли, что с об-ра-зом уже вхо-дят в де-рев-ню. Боль-ной тот-час же встал, по-шел на-встре-чу иконе и но-сил ее по до-мам де-рев-ни со-вер-шен-но здо-ро-вый. Так на-граж-де-на бы-ла ве-ра в по-мощь угод-ни-ка Бо-жия. За-то неве-рие на-ка-зы-ва-лось. Один врач и же-на его сме-я-лись над при-вер-жен-но-стью пра-во-слав-ных к ико-нам и на-бож-но-стью на-ро-да. В тот же день за-бо-ле-ли они хо-ле-рой и в страш-ных му-че-ни-ях скон-ча-лись.

В 1866 го-ду по мо-лит-вам пре-по-доб-но-го Па-хо-мия пре-кра-тил-ся в Сы-па-но-ве па-деж ско-та.

К 1892 го-ду со-вер-ши-лось чу-до над кре-стьян-кой Ели-за-ве-той Фе-до-се-е-вой. Око-ло двух лет у нее бы-ла нестер-пи-мая ло-мо-та в но-гах и по-яс-ни-це; боль-ная сна-ча-ла еле хо-ди-ла, по-том бо-лее по-лу-го-да по-чти не вста-ва-ла. Мно-го ле-чи-лась она у вра-чей, но ни-че-го не по-мо-га-ло. Ча-сто мо-ли-лась она, про-ся Гос-по-да вра-зу-мить ее, ку-да ей ид-ти на бо-го-мо-лье, чтобы по-лу-чить ис-це-ле-ние. Мо-лит-ва ее бы-ла услы-ша-на.

«Во сне яс-но уви-да-ла я, — рас-ска-зы-ва-ла сы-па-нов-ско-му свя-щен-ни-ку Ели-за-ве-та, — буд-то мо-люсь в Па-хо-ми-ев день, 15 мая, вот здесь у Тро-и-цы, стою же я в огра-де, так как на-ро-да бы-ло мно-же-ство, а ко-гда по-шли крест-ным хо-дом, от ико-ны пре-по-доб-но-го Па-хо-мия ис-хо-ди-ло необык-но-вен-ное си-я-ние. Пре-по-доб-ный мне в эту же ночь явил-ся в том ви-де, как на-пи-сан на иконе, и ве-лел схо-дить по-мо-лить-ся об ис-це-ле-нии пе-ред его мо-ща-ми. Как толь-ко я про-бу-ди-лась, тот-час же да-ла обе-ща-ние схо-дить в Сы-па-но-во к пре-по-доб-но-му и от-слу-жить мо-ле-бен; с это-го же дня вы-здо-ров-ле-ние мое пошло быст-ро, и вот я со-вер-шен-но здо-ро-ва. Не знаю, как и бла-го-да-рить угод-ни-ка».

Бла-го-да-ря мно-го-чис-лен-ным чу-до-тво-ре-ни-ям мест-ное по-чи-та-ние пре-по-доб-но-го в его оби-те-ли на-ча-лось вско-ре по-сле его кон-чи-ны, как это вид-но из чу-да с Ири-нар-хом. По-сле об-ре-те-ния мо-щей пре-по-доб-но-го Па-хо-мия (в 1675 го-ду) по-чи-та-ние его, есте-ствен-но, уси-ли-ва-ет-ся: устра-и-ва-ет-ся при-дел во имя его в од-ну связь с Тро-иц-кой цер-ко-вью и ка-мен-ная гроб-ни-ца над мо-ща-ми. Два-жды в год мест-но празд-ну-ет-ся па-мять угод-ни-ка Бо-жия: 21 мар-та/3 ап-ре-ля - в день кон-чи-ны, и 15/28 мая - в день его Ан-ге-ла. То-гда бы-ва-ет боль-шое сте-че-ние бо-го-моль-цев к при-ход-ской Тро-и-це-Сы-па-нов-ской церк-ви, сто-я-щей на ме-сте за-кры-то-го в 1764 го-ду мо-на-сты-ря.

Обитель во имя , и расцвел, как пальма, и был примером духовного утешения. Потому, преподбный Пахомий, моли Пресвятую Троицу о спасении наших душ.

Кондак преподобному Пахомию Нерехтскому

В пусты́ни безмо́лвствуя,/ еди́нствующу тя, Богоно́се, взыску́ющу ти Го́спода,/ Бо́гу же тебе́ не оста́вльшу еди́ному бы́ти в пусты́ни,/ и Того́ повеле́нием снидо́шася к тебе́ неколи́ко бра́тии,/ с ни́миже ти моля́щуся Го́сподеви,/ Тро́ице прече́стен храм воздви́же,/ в не́мже предстоя́ще, преподо́бне Пахо́мие,// моли́ся о спасе́нии душ на́ших.

Перевод: В пустыни безмолвствуя в одиночестве, ты искал Господа, Бог же не оставил тебя одного в пустыни, и по Его повелению пришли к тебе несколько братьев, с ними же молясь Господу, ты воздвиг почитаемый храм Троице, в нем же предстоя, преподобный Пахомий, молись о спасении наших душ.