Имена 15 апреля по церковному календарю (святцам)

15/28 апреля

Александр- защитник людей, мужественный, помогающий (греч.);
Анастасия (Настасья) - воскресшая, воскресение (греч.);
Анастасий (Настас, Настасий) - воскресший, воскресение (греч.);
Андрей - мужественный, храбрый (греч.);
Аристарх - умелый правитель, отличный начальник, лучший руководитель (греч.);
Василисса (Василиса, Васена) - царица, царственная (греч.);
Виктор - победитель (лат.);
Доментиан (Дементий, Доментий) - укрощать, укротитель (лат.);
Зосима (Изосим, Зосим) - живой, живущий, жизненный (греч.);
Иаков (Яков) – следующий за кем-либо, идущий по пятам (евр.);
Ивхирион - стар. редк. (груз.);
Иордан - название реки в Палестине (др.- евр.);
Кондрат (Кондратий, Кодрат) - четырехугольный (лат.).;
Лукиан (Лукьян, Лукан) - свет, светлый (лат.);
Мимненос - стар. редк. (груз.);
Нерангиос - стар. редк. (груз.);
Полиевкт (Полуэкт, Полиект) - долгожданный, желанный, многожеланный (греч.);
Пуд - стыдиться, стыдливый (лат.);
Савва - вино (евр.); старец, дед (арам.); неволя (араб.);
Сухий - стар. ред. (груз);
Талале - цветущая маслина (греч);
Трофим – питомец, кормилец, питающий (греч);
Феодорит (Федорит) - богодарованный (греч);
Фока - морское животное (греч).

Знаете ли вы, что...

Знаете ли вы, что имена Иаков, Иосиф, Рахиль, Сарра и прочие не обязательно указывают на принадлежность человека к еврейской нации? Эти имена имеются в святцах, а, значит, они являются именами православными. Кстати, православные имена, традиционно считающиеся русскими, - Иван и Марья – тоже еврейского происхождения.

Узнайте о значении и характеристике имен

Женские имена
Большинство родителей, выбирая имя для своей дочери, руководствуются, помимо других причин, и его значением. Рассмотрим происхождение и значение популярных на сегодня женских имен.
.

Имя и карьера

Наряду с характером, имя определяет и профессию – на каком поприще человек сможет наиболее успешно построить свою карьеру. Имя может помочь или помешать достижению целей.

* Преподобного Тита чудотворца (IX).
Мучеников Амфиана и Едесия (306); Поликарпа (ок. 305-313); Анастасия. Преподобных Георгия Мацкверели, Грузинского (IX-X); Евфимия (XI). Святителя Саввы, архиепископа Сурожского (XII). Преподобного Григория Никомидийского (1240). Иконы Божией Матери, именуемой «Ключ разумения».

Первое воскресенье после Пасхи, 15 апреля, в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе» - но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.

С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Также этот день называют Фоминым воскресеньем, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение к Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел к Господу Богу.

Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства.

Преподобный Тит Чудотворец был пресвитером. В ранних летах оставил мир и поступил в монастырь. Добродетельной жизнью приобрел дар чудотворения, отчего и назван чудотворцем.

Блаженный отец наш Тит, с юных лет возлюбивший Христа и возненавидевший мир, подвизался в киновии. Приняв на себя образ иноческий, он с великим терпением проходил здесь скорбный и тернистой путь жития иноческого. За свою великую добродетель смирение и послушание, в которой преподобный Тит превосходил всех братий той киновии, он был возведен в сан пресвитера, - пастыря словесных овец.

Преподобный Тит был преисполнен великой любви к своим ближним. Сохраняя себя чистым и душевно, и телесно с самого юного возраста, святой Тит являлся как бы Ангелом Божиим на земле. За свою добродетельную жизнь преподобный Тит был удостоен от Бога дара чудотворения. Сияя добродетелями иноческого жития, святой Тит был в тоже время непоколебимым столпом православия, так как ревностно защищал святую Церковь от нападков на нее еретиков-иконоборцев. Пожив достаточно и указав своим последователям достойный подражания образец жития постнического, преподобный Тит с миром отошел ко Господу.

Мученики Амфиан и Едесий были родные братья, дети богатых язычников. Жили в начале IV в. Они ушли тайно от закосневших в язычестве родителей в палестинскую Кесарию, к христианскому учителю Памфилу и крестились от него. Когда император Максимин открыл гонение на христиан, то Амфиан вошел в языческий храм и удержал руку правителя города, Урвана, приносившего жертву. Его подвергли страшным мукам и бросили в море с камнем на шее. Море тотчас взволновалось; волны вынесли тело мученика на берег, и христиане похоронили его. Едесий после мученической кончины брата был сослан в рудники, где его жестоко мучили за веру и тоже утопили в море.

Мученик Поликарп пострадал за обличение правителя г. Александрии в пролитии крови ни в чем не повинных христиан, за что и был предан многоразличным мукам. Сначала подвергли его разным истязаниям, а затем усекли мечом. Это было при императоре Максимине.

Православный Церковный календарь содержит два годичных круга событий: неподвижный круг, все даты которого твёрдо установлены в богослужебных книгах, и Пасхальный круг, все события которого установлены относительно дня празднования Пасхи. Православный Церковный календарь - это чередование будней и праздников.

Верующие люди считают, что уборка, стирка или огородно-полевые работы – удел будних дней. Эти суетные занятия они спешат закончить к воскресенью, а тем более к церковным праздникам, чтобы посвятить время Богу и близким людям. Так что же православные христиане в божьи дни не делают?

Не ругаются

Ссориться и браниться в святые дни православным людям действительно не следует, как и в любой другой день. Ведь сквернословие Библия приравнивает к смертному греху. Слово даётся человеку для молитвы, общения с Богом и ближними людьми.

Бранясь, хоть в дни церковных праздников, хоть в будние, человек оскверняет часть своей души. Суеверием запрет на ругань и ссоры в святые дни назвать сложно, ведь это должно быть нормой для христианина.

Не прибираются

Большинство из нас наверняка припомнит, как бабушка когда-то приговаривала «Сегодня великий праздник, не мети», а ничем не мотивированный запрет так и тянул поступить наперекор.

Традиция не прибираться в доме, не работать в огороде и не рукодельничать в праздничные дни берёт начало с дней возникновения христианства на Руси, когда религия насаждалась насильно. Чтобы собрать новообращённых христиан в храме в разгар страды, требовалось запретить им работать под страхом божьего наказания.

Запрет сработал, и каждое воскресное утро крестьяне начинали со службы в церкви. До современных дней эта традиция дошла в несколько искажённом виде – как запрет на любую физическую деятельность, например, на уборку. Причём объяснение запрета посещением храма в годы советского атеизма как-то затушевалась.

С точки зрения священнослужителей, наведение порядка в доме лучше завершить в будние дни, чтобы в праздник не отвлекаться от молитвы, но криминала в том, чтобы после службы заняться мирскими делами, они не видят.

Не стирают

К физической работе, попавшей под запрет в дни церковных праздников, относится и стирка. К счастью, появление стиральной машины-автомата православных людей от этого запрета избавило – работать самим, имея в доме такого помощника стало уже не нужно.

А вот в деревнях всегда можно поймать косые взгляды соседей, развешивая бельё в божий день. Стирка «на руках» была и всегда останется тяжёлой работой, особенно когда воду приходится таскать из колодца. И занимает она весь день – разведёшь стирку с утра, уже и не до церкви будет.

Именно поэтому в святые дни запрещалось стирать, а если уж была необходимость в виде кучи пелёнок от маленького ребёнка, которому испражняться в божий день не запретишь, то работу эту делали после службы. Так и сегодня, вместо молитвы церковь заниматься стиркой не разрешает, а после или вместе с молитвой – бога ради!

Не моются

Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете – такое объяснение запрета на мытьё в божьи дни можно услышать от наших современников. С логической точки зрения толкование его таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой – работы достаточно много. В старину крестьяне старались вымыться до воскресенья или до праздника, чтобы посвятить время Богу, а не хлопотам.

Сегодня мытьё не представляет таких трудностей, поэтому принять ванну или сходить в душ вполне можно даже до службы и пойти в церковь с чистыми помыслами и телом. Священники все домыслы по поводу запрета купания считают суевериями.

Не занимаются рукоделием

Женщин больше всего раздражает запрет старшего поколения на рукоделие по воскресеньям, в церковные праздники и, более того, в святочные вечера.

Когда фабричного производства и готовой одежды в магазинах ещё не было, рукоделие было единственной возможностью для хозяйки одеть семью на все сезоны, а для девушки – приготовить приданое, все те простыни-подушки-полотенца-половики, которые её будущая семья будет использовать. Конечно, рукоделие воспринималось как работа, да ещё и утомительная, и вредящая здоровью!

Не работают в огороде

Огородно-полевые работы также попадают под запретную для христиан в дни церковных праздников деятельность. Как и в случае с иным физическим трудом, труд сельскохозяйственный отнимает много сил и времени, которые в божий день лучше уделить молитве. Конечно, посадку картошки или посев яровых в честь святого дня отложить вполне возможно, а вот не подоить корову, или не напоить лошадь, не накормить птичник, мотивируя это тем, что работа запрещена, вряд ли придёт кому-то в голову.

Новости СМИ

Новости партнеров

Реклама

Через неделю после Светлого Христового Воскресения церковь празднует большой праздник — Антипасху или Фомино воскресенье. В этом году Антипасха выпадает на 15 апреля. В этот день христианские традиции тесно переплетаются с народными обычаями, узнайте, какие приметы связаны с Антипасхой.

Антипасха важный день для верующих, хоть он и не относится к 12 самым главным христианским праздникам, но богослужение в этот день совершается по всем канонам двунадесятых праздников, в храмах в это день проходят пышные богослужения.

Антипасха – светлый праздник, когда вновь вспоминается чудо Воскресения Господа Иисуса Христа, поэтому нельзя грустить, выполнять тяжелые работы, нужно радоваться и веселиться. Всю следующую неделю после Антипасхи называют Фоминой, неделей Антипасхи, Неделей о Фоме. И, как известно, любая христианская традиция тесно переплетается с народной, и именно с Недели о Фоме начинается праздник Красная горка.

Какой церковный праздник сегодня 15 апреля: ежегодно в этот день православные вспоминают Тита Чудотворца

В православном церковном календаре это день почтения памяти святых Тита Чудотворца и мученика Поликарпа. Другие названия праздника: «День святого Тита», «Тит и Поликарп», «Бесхлебница», «Барыш-день». По поверью, чем лучше отпраздновать этот день, тем лучше будут идти продажи весь год. Святой Тит жил в восьмом-девятом веках. В юношеском возрасте ушел жить в киновию. Вначале он был послушником, потом принял иноческий постриг. Вся жизнь святого прошла в Студийском монастыре. Собратья просили Тита принять сан священника. Он согласился и мудро руководил своей обителью.

В то время неоднократно вспыхивали гонения на святые образы и их почитателей. Тит проявил себя непреклонным исповедником. Он твердо защищал иконы. Святой мученик Поликарп Александрийский смело обличал жестокого императора Максимина (305-313) в своих публичных выступлениях, обличая и обвиняя его в пролитии невинной христианской крови. За это Поликарп по приказу игемона Александрии был схвачен и предан всевозможным мучениям. Однако, несмотря на всевозможные пытки и истязания, блаженный продолжал открыто и твердо исповедовать себя христианином, за что мученик, по приказанию игемона, был усечен мечем. Прозвище «Ледолом» святой Тит в народе получил потому, что в его день окончательно вскрывались реки и озера. За этим процессом принято было внимательно наблюдать.

Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха), апостола Фомы; поста нет. Установлены следующие памятные даты:

День памяти преподобного Тита чудотворца, иеромонаха;

День памяти мучеников Амфиана и Едесия;

День памяти мученика Поликарпа Александрийского;

«Ключ разумения»; Озерянской; «Сладкое Лобзание» («Гликофилуса») — икон Божией Матери.

Какой церковный праздник сегодня 15 апреля: История праздника Красная горка ведет свою историю еще со времен Киевской Руси

Название этого праздника, скорее всего, связано с тем, что холмы и горки первыми показываются из-под уже начавшего таять снега. А слово «красная» иногда означало «красивая», а вовсе не цвет. Так как раньше холмы часто являлись курганами и захоронениями, в память об усопших в этот день жглись на вершинах костры. Именно из этой традиции исходит само название праздника, а также отношение к нему, как к поминальному дню.

В старину Красная горка была очень веселым праздником, сейчас же сохранилась только традиция накрывать стол и приглашать гостей, которых надлежит сытно и вкусно кормить и развлекать за столом. В старину же этот праздник начинался со смотрин невест, девушки ходили по домам, пели песни, стараясь показать себя парням и их родителям. Часто они обходили не только свою деревню, но и все, которые были неподалеку. К моменту их возвращения было готово место для гуляния с танцами, качелями, хороводами и прочими доступными в то время развлечениями для молодежи. Гуляния на Красную горку были долгими, до самого рассвета, и шумными.

Существует множество примет, которые дошли до наших дней. Приметы на Красную горку могут научить, что делать, чтобы выйти замуж, получить достаток и удачу.

В старину незамужним девушкам и неженатым парням запрещали сидеть дома на Красную горку. Считалось, что не состоящий в браке человек должен принимать участие в народных гуляниях, иначе никогда не сможет выйти замуж, а если и найдет себе пару, то это будет далеко не первый красавец, не самая хозяйственная девушка или человек без приданного. Сидящим дома в такой праздник обещали также раннее вдовство или несчастливую семейную жизнь.

Свадьба на Красную горку, если верить приметам, будет очень удачной. В старину в это время не только занимались сватовством, но и играли свадьбы. Считается, что раньше лучшим временем для этого была осень, но и ранняя весна в качестве времени для бракосочетания имела свою популярность. Браки, которые будут заключены на Красную горку, обещают быть прочными и надежными. Назначая дату свадьбы на это время, вы создадите крепкую и дружную семью, проживете вместе долгое время без ссор и измен. Вероятность разводов среди пар, которые поженились на Красную горку, намного ниже, чем у тех, кто назначил датой свадьбы другой день.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

15 апреля отмечается 1 православный церковный праздник. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан. Итак, православный календарь на 15 апреля 2018 года далее.

Православные церковные праздники 15 апреля 2018 по православному календарю

  1. Пасхальная (Светлая). Сплошная седмица.
  2. Тит Ледолом. Преподобного Тита чудотворца. Посвящен святому Титу, монаху Студийского монастыря возле Константинополя, пресвитеру. Жил в IX веке. Защищал иконопочитание. Обладал даром чудотворений.

Пасхальная Светлая Сплошная седмица 15 апреля 2018 года

Светлая седмица (Светлая, Святая, Пасхальная неделя) – неделя, следующая за Пасхой. В 2018 году Светлая седмица с 9 по 15 апреля. Русский народ по-прежнему празднует Пасху. Несмотря на многолетнюю проповедь безверия, тысячи людей собираются в ночь Воскресения Христова в православные храмы, десятки тысяч освящают пасхальную снедь. Откликаются русские сердца на колоссальный заряд радости, обновления, просвещения, который несет в себе величайший из православных праздников. Но для большинства сразу после первого дня Пасхи наступают будни, и торжество прекращается. На самом же деле Праздник длится гораздо дольше, ведь пасхальная радость настолько велика, что ее невозможно ограничить одним днем! Господь пребывал на земле после Воскресения ровно 40 дней. Все это время богослужения Православной Церкви возвращает нас в ночь Святой Пасхи. “Христос Воскресе!” – приветствует мы друг друга и лобызаем троекратно. Наиболее торжественно, радостно и величественно проходит первая неделя (церк. слав. “седмица”) после Пасхи, которая называется Светлой. На Светлой Седмице “все и всяческая” – Христос, Христос воскресший. Окончен пост, время плача и скорби, весь мир ликует и славит Господа. Ежедневно по утрам, по окончании литургии, совершается крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.

Все богослужения Светлой Седмицы совершаются при открытых Царских вратах, так что любой из нас может во всех подробностях наблюдать за священнодействием. Открытые Царские врата – образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. В эту седмицу нет поста в среду и пятницу, но нужно избегать объядения, в которое так легко впасть после долгого поста. В пятницу Светлой Седмицы бывает память иконы Божией Матери “Живоносный источник,” и после литургии совершается освящение воды. На следующий день, в Светлую субботу, богомольцам раздается артос. Нет на Светлой седмице венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи. Воскресение Христово – краеугольный камень православной веры. Апостол Павел учит: “Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша” (1 Кор. 1:514). Радость пасхальной ночи – это прорыв в Царство Небесное, начало нескончаемой радости рая. Как же счастливы были святые, такие, как преподобный Серафим Саровский, который сподобился постоянно иметь в душе память о Воскресении и каждого приходящего к нему встречал словами: “Радость моя! Христос воскресе”.

Тит Ледолом 15 апреля 2018 года по православному календарю

Народный праздник Тит Ледолом отмечается 15 апреля 2018 года (по старому стилю – 2 апреля). В православном церковном календаре это дата почтения памяти святого Тита Чудотворца, иеромонаха. Прозвище «Ледолом» пошло от того, что водоемы в этот день окончательно освобождаются ото льда. Название «Бесхлебница» и ему подобные связаны с заканчивающимися запасами зерновых. «Барыш-днем» 15 апреля окрестили люди, связанные с торговлей. По поверью, чем лучше отпраздновать этот день, тем лучше будут идти продажи весь год. Святой Тит жил в VIII-IX веках. Еще в раннем детстве он отверг суетность всего мирского и плотские желания. Истинным смыслом своего существования выбрал служение Господу. Решил посвятить этому всю жизнь. В юношеском возрасте Тит ушел жить в киновию (монастырская обитель-общежитие). Вначале он был послушником, потом принял иноческий постриг. Вся жизнь святого прошла в Студийском монастыре.

Монахи полюбили его за кротость, огромное милосердие, любовь и подвижнический подвиг, а Бог наградил даром чудотворения. Собратья просили Тита принять сан священника. Он согласился и мудро руководил своей обителью. В то время неоднократно вспыхивали гонения на святые образы и их почитателей. Тит проявлял себя непреклонным исповедником. Он твердо защищал иконы. Дожил до преклонных лет и упокоился с миром. Оставил своим последователям труды молитвенной и постнической жизни. В этот день отгоняют ворон от дома. Считается, над каким жильем птица раскричится, там скоро начнется бесхлебица, и людям придется «затянуть пояса». Проверяют качество зерновых запасов для посева. Смотрят, нет ли в амбарах прелого зерна. Плохое, непросушенное семя в зимний период преет.

Полное официальное название этого праздника — Неделя Антипасхи, еже есть осязание святаго славнаго апостола Фомы. Или по-русски: Воскресение подобное Пасхе, или осязание святого, славного апостола Фомы.

Первое описание богослужения в этот день встречается в "Паломничестве Эгерии" (около 400 года). В древней церкви неофиты, принявшие крещение на литургии Великой субботы или Пасхи, первые восемь дней после крещения ходили в белых одеждах и снимали их на Антипасху.

Название Антипасха означает "вместо Пасхи" — это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. По Уставу этот день еще именуется Новым воскресеньем.

Почему "новое", почему "вместо"? Дело в том, что в воскресенье Новой недели церковь вспоминает человека, для которого в каком-то смысле Пасха наступила на неделю позже, чем для других — апостола Фому.

С Пасхой Антипасху объединяет еще и читаемый в этот день с IV века как в восточном, так и в западном обрядах отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин 20:19-31), связывающий два явления Воскресшего Спасителя апостолам: в "первый день недели вечером" (то есть в сам день Воскресения), когда Иисус Христос показал им Свои раны, послал их на проповедь и, сообщив им дар Святого Духа, дал им власть прощать и удерживать грехи; и "после восьми дней", когда Спаситель, вторично явившись ученикам, призванием к осязанию Своих ран уверил апостола Фому (который не видел первого явления Воскресшего Христа и отказывался верить рассказам других учеников), и тот немедленно исповедал свою веру, воскликнув: "Господь мой и Бог мой!"

Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, а на уверения учеников о Воскресении Христа отвечает: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Ин. 20, 25). И на восьмой день после Воскресения Господь явился Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по Воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны в ответ на еще невысказанную просьбу.

Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. А Христос к тому же прибавил: "И не будь неверующим, но верующим". В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: "Господь мой и Бог мой!" Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, говоря: "Блаженны не видевшие и уверовавшие". Он и раньше неоднократно отдавал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове.

По церковному преданию, апостол Фома основал христианские церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, завершив проповедь Евангелия мученической смертью: за обращение ко Христу сына и жены правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и погиб, пронзенный пятью копьями.

Начиная с Фомина воскресенья в православной церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно в этот день — на Красную горку — игралось больше всего свадеб и устраивались веселые гуляния.