(1 слайд)

Взаимодействие музыкального руководителя

с воспитателями и специалистами ДОУ

О взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя говорили такие авторы, как О. П. Радынова, Н. А. Ветлугина, Э. П. Костина, Л. С. Замыцкая, Н. Б. Крашенинникова.

Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку. Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте.

(2 слайд) Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем. Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям усвоить программный репертуар. Если требуется, воспитатель показывает детям упражнения, движения, пляски, помогает отрабатывать качество их исполнения. Более пассивная роль отводится им при слушании музыки, обучении пению, т.е. в таких видах деятельности, где требуется специальное музыкальное образование.

(3 слайд) Музыкальные занятия могут начинаться в группе, где происходит что-то интересное для детей. Тем самым у детей создается мотивация, интерес к музыкальной деятельности. Всё это педагоги продумывают и проводят совместно.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны предусмотреть целостность музыкального образования: обучение, воспитание, развитие. Все эти задачи могут быть реализованы только при соблюдении следующих условий: (4 слайд)

    приобщение к музыкальной деятельности приносит детям только положительные эмоции;

    продуман гуманно-личностный подход, обеспечивающий эмоциональный комфорт детей;

    во всех формах организации создана комфортная музыкально-образовательная среда.

(5 слайд) Звуковая среда, в которой находятся наши дети – важное средство эстетического воспитания. Музыка пронизывает всю жизнь детского сада, является источником особой детской радости.

Применение музыки в повседневной жизни детей в условиях нашего детского сада осуществляют педагоги, которые учитывают общие цели и задачи воспитания, возможности и интересы детей. С помощью музыкального руководителя воспитатель каждой возрастной группы подбирает музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни ребенка. Музыка в различных видах деятельности воспитанников находит широкое применение благодаря активной организаторской деятельности музыкального руководителя.

Музыкальное воспитание детей осуществляется во время образовательной деятельности, самостоятельных игр, прогулок, утренней гимнастики, в часы досуга, на праздниках и развлечениях. (6 слайд)

Использование музыки на других занятиях обогащает детское творчество, вызывает радостное, приподнятое настроение, делает жизнь детей в коллективе интереснее, содержательнее, объединяет всех детей положительными эмоциональными переживаниями, способствует развитию общения между детьми. Поэтому музыкальный руководитель организовывает, координирует и руководит работой всех специалистов по вопросу музыкального воспитания в детском саду.

(7 слайд) Формы взаимодействия музыкального руководителя, воспитателя и специалистов предполагают:

    совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;

    взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;

    взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;

    организацию музыкальных гостиных и вечеров встреч с музыкой;

    совместную подготовку семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка средствами музыки;

    совместную организацию родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;

    совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;

    организацию смотров-конкурсов, проектов;

    составление музыкально-профессиональной фонотеки;

    совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятий и в повседневной жизнедеятельности.

Использование данных форм помогает четко определить роль каждого специалиста в образовательном процессе.

Правильное нахождение места музыки в разных видах деятельности создает необходимое настроение, атмосферу, воспитывает нравственно-эстетическое отношение к окружающему, развивает мысль, творческую инициативу, вносит значительный вклад в формирование личности ребенка.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей вторым планом без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи: (8 слайд)

    Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;

    Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

    Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

    Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

    Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультминуток.

Воспитатель, включая музыку в непосредственно образовательную деятельность различных областей может ориентироваться на возможность активного и пассивного восприятия ее детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане. Степень активности восприятия музыки на конкретной деятельности определяется воспитателем.

Так, на занятиях по формированию элементарных математических представлений с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. (9 слайд)

Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. (10 слайд)

При ознакомлении с окружающим миром воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащению и углублению представлений об исследуемом объекте. (11 слайд)

В совместной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также имеет широкое применение. Знакомство с русскими народными сказками воспитатель сопровождает исполнением коротких песенок героев сказок, характеризующих персонажи, использует разные музыкальные инструменты, и сказка живее воспринимается детьми. В рисунках детей музыка помогает передать характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. В процессе продуктивной деятельности по представлению можно применять активное восприятие музыкального произведения. Дети на музыкальном занятии знакомятся с произведением, характеризующим какой-либо персонаж, обговаривают сложившийся образ, затем на занятии по продуктивной деятельности совместно с воспитателем еще раз прослушивают произведение и сложившийся образ воспроизводят в поделке (12 слайд) , а во время рисования по образцу можно предложить музыкальные произведения для пассивного восприятия музыки фоном (13 слайд) . Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в детских работах, на их оригинальность и цветовое решение. (14 слайд)

Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и др.) создает эмоционально-комфортный климат в группе. Воспитатели групп младшего возраста используют аудиозаписи колыбельных напевов перед сном малышей, особенно в период адаптации. Песенки звучат при проведении и воспитании культурно-гигиенических навыков. (15, 16, 17, 18, 19, 20 слайд)

Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок, стимулирует активность, самостоятельность, вызывает различные эмоциональные переживания, создаёт хорошее настроение, оживляет накопленные впечатления. На прогулке воспитатель помогает детям организовать подвижные игры с пением: «У медведя во бору», «Теремок», «Мы на луг ходили» и пр. (21, 22 слайд)

(23 слайд) Примерное расписание звучания фоновой музыки (время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей):

Время звучания

Преобладающий эмоциональный тон

7.30 – 8.00

Радостно-спокойный

8.40 – 9.00

Уверенный, активный

12.20 – 12.40

Умиротворенный, нежный

15.00 – 15.15

Оптимистично-просветленный, спокойный

Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры.

(24 слайд) Примерный репертуар фоновой музыки (для детей старшего дошкольного возраста):

К.Дебюсси – «Облака»

А.П.Бородин – «Ноктюрн» из струнного квартета

К.В.Глюк – «Мелодия»

Л.Бетховен «Лунная соната»

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение)

Э.Григ – «Утро»

И.С.Бах – «Шутка»

П.И.Чайковский – «Времена года» («Подснежник»)

Активизирующая (возбуждающая)

В.А.Моцарт – «Маленькая ночная серенада» (финал)

М.И.Глинка – «Камаринская»

В.А.Моцарт – «Турецкое рондо»

П.И.Чайковский – «Вальс цветов» (балет «Щелкунчик»)

Успокаивающая (умиротворяющая)

М.И.Глинка – «Жаворонок»

А.К.Лядов – «Музыкальная табакерка»

К.Сен-Санс «Лебедь»

Ф.Шуберт – «Серенада»

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

И.С.Бах – «Ария»

А.Вивальди «Времена года» («Весна», «Лето»)

С.С.Прокофьев «Марш»

Ф.Шуберт – «Музыкальный момент"

Воспитатель и музыкальный руководитель создают предметно-развивающую среду, которая тщательно продумывается ими. Предметно-развивающей среде придаётся основополагающее значение в педагогическом процессе детского образовательного учреждения.

Понимая воспитательную силу музыки, педагоги заботятся о создании условий для ее постоянного использования в жизни группы. В детском саду, а также в каждой группе должна быть собрана аудиотека с записями классической музыки для детей, звуков и шумов природы, детских песен и сказок с музыкальным сопровождением (25 слайд) . Слушая и исполняя их вместе с детьми, используя на других занятиях, воспитатель прививает навык слушания музыкальных произведений, расширяет музыкальный кругозор детей.

Детям важно иметь свой “музыкальный уголок”. (26 слайд) В распоряжении детей находятся музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, металлофоны, бубны, треугольники, музыкальные кубики; нетрадиционные музыкальные инструменты, различные самоделки: ноты, пианино с нарисованной клавиатурой, балалайка, на которых исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут “сочинять” и свои. (27 слайд)

В свободное время дети устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль, играя в «концерт», «театр», «цирк» дети исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют. Часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдатиков», четко маршируют под звуки барабана. В дни рождения детей звучит музыка, поздравления, самостоятельное пение, дети танцуют. Все это развивает музыкальные способности детей, приучает их заботиться друг о друге, проявлять внимание.

Интересно проходят инсценировки с музыкальными инструментами, которые ребята используют, характеризуя какой-либо персонаж сказки. (28 слайд)

Воспитатель поддерживает интерес к музыкальной деятельности и в группе закрепляет приемы правильного звукоизвлечения на музыкальных инструментах. (29 слайд)

Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры. (30, 31 слайд) Они развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают усваивать в увлекательной форме начальные элементы нотной грамоты. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет полученные детьми знания и знакомит их с новыми музыкально-дидактическими играми (32 слайд)

(33 слайд) В группах создаются условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, в доступном месте находятся атрибуты, маски, костюмы, фланелеграф с персонажами. (33 слайд) Приобщая детей к театральной культуре, воспитатели стараются знакомить их с разными видами театров: настольным, теневым, пальчиковым, би-ба-бо, на ковролине (35, 36, 37, 38 слайд) .

(39 слайд) Театрализованные представления оказывают положительное влияние на общее развитие ребенка, его воображение, творческую инициативу, развитие музыкальности, развитие и совершенствование речи

(40 слайд) Сюжетно-ролевые игры создаются самими детьми при некотором руководстве воспитателя и занимают значительное место в их жизни. Воспитатель должен быть близким детям, желанным участником их игр. Используя содержание и правила игры, свою игровую роль, он тактично направляет ход игры, взаимоотношения играющих, не подавляя их самодеятельности. Музыка способствует более динамичному протеканию игры, организуя действия детей. (41, 42 слайд)

Умение переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия помогает ребенку найти чувство уверенности в себе, проявить активность и инициативу. В совместной деятельности складываются дружеские отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Самостоятельная деятельность воспитывает настойчивость, увлеченность, дает радость открытий.

(43 слайд) Чтобы квалифицированно направлять в группе музыкальную деятельность детей, музыкальный руководитель систематически работает с воспитателями: разучивает музыкальные произведения, совершенствует собственное исполнение ими детского репертуара, консультирует по отдельным вопросам методики, а также оказывает практическую помощь в руководстве музыкальной и самостоятельной деятельностью дошкольников в целях поддержания работы на определенном эстетическом уровне, но в то же время, тактично контролируя их.

(44 слайд) Музыка играет большую роль в организации физкультурно-оздоровительной работы. Сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, музыка активизирует детей, создавая радостное и бодрое настроение, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, придает им мягкость и плавность, выразительность и ритмичность, улучшает пластичность движений. (45 слайд)

Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных упражнений. В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов – музыкальной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, различать ее динамические оттенки, определяет ритм, темп, а также старается подчинить свои движения всем музыкальным изменениям, движения приобретают большую точность, четкость, плавность. (46 слайд)

(47 слайд) При подготовке спортивных праздников, развлечений, веселых соревнований, необходима полная согласованность между специалистом по физическому воспитанию и музыкальным руководителем и воспитателем. Вдумчивое использование музыки, тщательный отбор музыкальных произведений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности, поднимает жизненный тонус, развивает творческую инициативу. В течение всего праздника музыка “ведет” программу, воодушевляет и успокаивает детей, заставляет их радоваться и переживать – находит отклик в душе ребенка.

(48 слайд) Особое внимание уделяется совместной работе музыкального руководителя с учителями-логопедами. Речь, музыка, движения тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные: диапазон голоса, чистота интонирования, выразительность в пении. Кроме того, слаженность этих компонентов помогает развивать детские эмоции, мимику, коммуникативные навыки, побуждает мысль, фантазию.

Для эффективной работы музыкального руководителя и логопеда нужно подбирать материал так, чтобы в распевках и песнях решались задачи по развитию речевого дыхания, автоматизации и дифференциации тех звуков, над которыми работает логопед на данном этапе. Для воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи совместная деятельность строится особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали. Для отработки дыхания и раскрепощения зажатой нижней челюсти отдается предпочтение распевкам на гласные.

В коррекционной работе с детьми используются подвижные, пальчиковые игры, игровой массаж, дыхательные игры и упражнения, артикуляционная гимнастика, которые логопеды и воспитатели планируют согласно лексическим темам и предлагают в качестве закрепления. Музыкальный руководитель в свою очередь предлагает свой материал. Это способствует обогащению словарного запаса, формированию лексико-грамматического строя речи, постановке правильного дыхания. (49,50,51,52,53 слайд)

Стихотворный и песенный материал, используемый на праздниках и развлечениях, выбирается (и при необходимости адаптируется) логопедом и музыкальным руководителем строго в соответствии с речевыми и психологическими возможностями детей. Эффективность коррекционной работы увеличивается, если у педагогов группы есть регулярная возможность выборочно закреплять материал, который вводится на музыкальных занятиях. Это могут быть слова песен, игры с движениями, хороводы и т.д. (54 слайд) .

Благодаря совместной работе музыкального руководителя со всеми специалистами детского сада, использованию разнообразных форм взаимодействия, музыка не только наполняет жизнь каждого ребенка новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению.

(55 слайд) Желаем творческих успехов!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №36 «Жемужинка»

«Взаимодействие воспитателя
и музыкального руководителя на занятии»
буклет для воспитателей

подготовили
БеланЛюбовь Юрьевна,
Липчанская Наталья Валентиновна,
музыкальные руководители

Юрга 2012
Список литературы:
Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей / Ю.Б. Алиев Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). - Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998. – 352с.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – СПб.: «Композитор», 2005. – 73с.

ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ:
Обязательно закреплять музыкальный материал с детьми:
повторять слова песен, игр и т.д;
беседовать с детьми по текстам песен, прослушанных произведений;
сопровождать беседы показом портретов композиторов или выставлять их в групповых уголках;
пропевать тексты на улице (в теплое время года);
включать музыкальный материал в свои занятия и режимные моменты;
закреплять движения песен, танцев, хороводов в свободное от занятий время;
организовывать музыкальные минутки – прослушивание классических произведений в группе;
обязательно включать игры в самостоятельную деятель-ность детей в группе и на прогулках.

Профессионализм и опыт воспитателя должен позволять ему в отсутствии музыкального руководителя самостоятельно проводить музыкальные занятия и развлечения.

НА ЗАНЯТИИ:
Воспитатель, а не музыкальный рук-ль играет ведущую роль, является образцом и примером для подражания.
Должен выполнять все, что показывает муз. руководитель.
Должен уметь самостоятельно показать движения танцев, игр, песен.
Петь, чтобы дети видели и слышали, как пример.
Организует детей на построения, игры, хороводы, танцы, а так же при посадке на стульчики.

Тайна моего Я

Высказывания Э.Жан-Далькроза:

Все объяснения должны отличаться краткостью.

Каждый урок должно заключать в себе что-нибудь новое, для того чтобы внимание учеников не утомлялось и их интерес не иссякал.

Первоначальное обучение должно носить характер игры. Нельзя сразу внушать детям понятия долга, обязательного труда..

Задача учителя – облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям.

Воспитание ребёнка основывается на примерах и фантазии.

Урок должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены.

Цель: создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них, воспитывать навыки эмпатического общения, умения принять и выслушать другого человека; развивать способность понимать себя самого.
Материал: подсвечник со свечой, спички, зеркальце, аудиозапись классической музыки, стулья для каждого ребенка.
Содержание. Дети сидят в кругу на стульях. Педагог объясняет: «Сегодня мы собрались в кругу, чтобы лучше узнать друг друга». Зажигается свеча. «Помните сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»? Чтобы узнать что-нибудь о себе, царица доставала волшебное зеркальце и приказывала ему: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» Педагог показывает детям «волшебное» зеркальце и говорит: «У меня тоже есть волшебное зеркальце, с помощью которого мы сможем узнать много интересного друг о друге и ответить на вопрос: «Кто я?». Давайте расслабимся, внимательно посмотрим на пламя свечи. Оно поможет нам почувствовать, что происходит внутри нас, вспомнить свои увлечения, успехи, неудачи». Звучит музыка. Педагог продолжает: «Меня зовут... Я очень люблю детей, поэтому выбрала профессию учителя. Мне нравится читать книги, слушать музыку. Меня очень радуют ваши успехи, но я огорчаюсь, когда вы совершаете недобрые поступки». Далее высказываются дети. Педагог обобщает: «Вы рассказали много интересного, сумели лучше понять себя, разобраться в своих успехах и неудачах. Все мы разные, у каждого из нас есть свои достоинства и недостатки, которые кто-то может исправить сам, а кому-то нужна помощь. Давайте внимательнее и добрее относиться друг к другу, во всем помогать». Дети берутся за руки и задувают свечу.

Воспитателю необходимо готовиться к музыкальному занятию:
посещать консультации и занятия музыкального руководителя;
знать музыкальный материал по тетради взаимодействия;
уточнить заранее время проведения занятий во время карантина;
Провести работу с родителями по форме одежды и обуви детей на музыкальных занятиях.

ПЕРЕД ЗАНЯТИЕМ:
Создать необходимый настрой детей на занятие.
Приводить детей вовремя, согласно расписанию (за 1-2 минуты до начала занятия)
Проверить внешний вид детей.
Сообщить кол-во детей муз. руководителю.


Приложенные файлы

Анна Смирнова
Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных : от ее решения зависит успешность .

Нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии - с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже, и присутствовать - мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной.

Воспитатель , находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивен в осуществлении музыкального воспитания и обучения дошкольников. Использование музыки в быту детского сада, на занятиях по развитию речи , изобразительному искусству - большая редкость. Музыкальные занятия , проводимые два раза в неделю, и несколько праздничных утренников в течение года не могут удовлетворить потребность детей в музыке , музыкальном развитии .

Мне, как музыкальному руководителю , хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия . Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то и сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя . Поэтому я советую воспитателям примерить на себя роль ребенка, которому все интересно на занятии : хором петь песни, задорно танцевать, вдумчиво слушать музыкальные произведения , но не забывать, что идет педагогический процесс , который необходимо контролировать.

Какие правила следует соблюдать, для успешного процесса музыкального развития дошкольников ?

1. На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

2. Начиная со средней группы детей необходимо строить , чередуя мальчика и девочку.

3. На занятие следует приходить за 1-2 минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие .

4. Воспитатель с собой приносит тетрадь и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т. п.

5. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не отвлекать детей и не пропустить какой либо материал.

6. Выполнять вместе с детьми упражнения. Движения танцев, игр, петь песни и т д.

7. Следить за правильным выполнением детьми движений.

8. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

Немаловажное место при решении задачи улучшения процесса музыкального развития дошкольников , принадлежит праздникам и развлечениям , которые надолго остаются в памяти детей , и воспоминания о которых часто побуждают детей к самостоятельной музыкальной деятельности .

Праздник в детском саду – это общее дело! Огромная и трудоемкая работа всего коллектива : воспитателей , специалистов, кастелянши, поваров, администрации и т. д. Каждому отведена своя роль, свои обязанности.

Я считаю, что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов .

1. Поставить в известность детей и их родителей , что на праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию (если костюмы не определены в сценарии праздника) .

2. Перед утренником в группе необходимо создать праздничную атмосферу.

3. Воспитателю необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей .

5. Разучить с детьми стихи, роли и т. п.

6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям .

7. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.

8. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

Я как музыкальный руководитель стараюсь оказать помощь в решении такой важной задачи музыкального воспитания как формирование способности к самостоятельной музыкальной деятельности .

В группе вместе с воспитателями мы создаем такие условия, чтобы дети по собственной инициативе слушали музыку , пели, играли на детских музыкальных инструментах , инсценировали песни, водили хороводы и т. д.

Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей . Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия » и концерты, основанные на опыте, приобретенном детьми на занятиях.

Играя в музыкальное занятие , ребята распределяют роли воспитателя , музыкального руководителя . В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых.

В концерте дети организуют чередование различных номеров, исполняемых группой детей- «артистов» , для своих товарищей-«зрителей» .

Дети в самостоятельной музыкальной деятельности часто применяют игру на ДМИ.

В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки . Воспитатель по их просьбе использует магнитофон, и все вместе слушают вокальную и инструментальную музыку .

В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы. Но это не означает, что он предоставлен самому себе :

1. Воспитатель организует условия , способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе .

2. Воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка , полученные им в детском саду и семье.

3. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Таким образом, успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников позволяет добиться целей и задач, определённых образовательной программой ДОУ в образовательной области «Музыка » , а самой главное развить в детях активность , самостоятельность и инициативность.

Публикации по теме:

Годовой план музыкального руководителя ДОУ на 2015–2016 учебный год (НОД; взаимодействие с воспитателями, детьми, родителями) Годовой план музыкально-образовательной деятельности на 2015 -2016 учебный год. Цель: Амплификация развития детей дошкольного возраста.

Индивидуальный план профессионального развития музыкального руководителя Индивидуальный план профессионального развития педагогаМузыкальный руководитель Гладкова Светлана Владимировна 2015-2016 гг. 1. Составление.

Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников. Проведение музыкальных.

Опыт работы с использованием ИКТ с целью улучшения качества воспитательно-образовательного процесса Подготовила воспитатель I категории: Денисова Ольга Николаевна Использование ИКТ (информационно – коммуникативных технологий) является одним.

Отчет музыкального руководителя «Мониторинг качества образовательного процесса» Отчет музыкального руководителя: «Мониторинг качества образовательного процесса». В 2014-2015 учебном году музыкальное воспитание в МАДОУ.

Использование презентаций в работе музыкального руководителя и воспитателя Презентации в помощь музыкальным руководителям и воспитателям. Современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных.

Консультация «Взаимодействие музыкального руководителя с родителями» Человек овладевает музыкальной культурой в течении всей своей жизни. Важнейшим этапом этого процесса является дошкольное детство. Однако.

Приёмы взаимодействия воспитателя, учителя-логопеда и музыкального руководителя Впервые система музыкально-ритмических движений была разработана известным швейцарским музыкантом-педагогом Э. Далькрозом. Метод Далькроза.

Совместное занятие педагога-психолога и музыкального руководителя в средней группе для детей с ОВЗ Совместное занятие педагога-психолога и музыкального руководителя в средней группе для детей с ОВЗ «Путешествие в страну умелых пальчиков.

«Музыкальная среда - основа развития музыкальной одаренности». Выступление музыкального руководителя на родительском собрании Цель: познакомить родителей воспитанников с признаками музыкальной одаренности детей, с созданием условий для развития и реализации способностей.

Библиотека изображений:

I. Общие положения

1. Музыкальный руководитель относится к категории специалистов.
2. На должность музыкального руководителя назначается лицо, имеющее среднее специальное или высшее образование.
3. Назначение на должность музыкального руководителя и освобождение от нее
4. Музыкальный руководитель должен знать:
4.1. Конституцию Российской Федерации.
4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.
4.3. Педагогику и психологию, возрастную физиологию, анатомию.
4.4. Санитарию и гигиену.
4.5. Индивидуальные особенности развития личности детей, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста.
4.6. Музыкальные произведения детского репертуара.
4.7. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
4.8. При работе с детьми, имеющими отклонения в развитии - основы дефектологии и соответствующие методики.
6. На время отсутствия музыкального руководителя (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
Музыкальный руководитель:
1. Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников.
2. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.
3. Профессионально владеет техникой исполнения на музыкальном инструменте.
4. Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих).
5. Определяет направления педагогической деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей.
III. Права
Музыкальный руководитель вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность
Музыкальный руководитель несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже, и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе... Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально - ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.