Лирику Маяковского ни с чьей больше не спутаешь. Его стих может быть в разной степени выразительным, но никогда не бывает вялым: поэт рассчитывает не столько на со-чувствие, сколько на со-участие своего читателя. Сила лирики, по мнению поэта, в ее заряженности большим чувством или большой идеей. В своих стихах Владимир Маяковский никогда не рассказывал, не сообщал – он в чем-нибудь убеждал или что-то доказывал.

Проникнутая агитационным пафосом, обращенная к миллионам (не меньше!), «митинговая», по словам А. Луначарского, поэзия Маяковского ищет путь к каждому сердцу. При этом он всегда умудрялся найти «человечье» слово, которое способно «подымать, и вести, и влечь…»

Новаторство Маяковского проявилось и в неологизмах, и в особых метафорах, построенных не на сходстве, а скорее, на отдалении образов друг от друга. Но чтобы зазвучал в тонической системе стих Маяковского, нужна была новая форма. Так появилась знаменитая «лесенка» - разбивка на короткие отрезки, чтобы точнее выразить для читателя все оттенки поэтической речи.

Претерпевает изменения и лексика. Едва ли не впервые в истории вызывающе грубо прозвучал голос толпы, ведь раньше «корчилась улица безъязыкая», а теперь она громко заявила о себе, о своем праве занять место в новом мире. В поэзию все решительнее врывается грубая, подчас вульгарная, действительность, при этом высокая патетика может сливаться с бытовой конкретикой, тогда стих лишен как приземленности, так и лишней высокопарности.

Именно таков «Левый марш» - стихотворение, которому будет посвящен анализ. Стихотворение, которым заявила о своем рождении поэзия революции. «Левый марш» - это мужественное свидетельство участника происходивших тогда ожесточенных битв, позволяющее почувствовать накаленную атмосферу эпохи. Разговор ведется здесь о самом главном. Детали, приметы эпохи («ораторы», «товарищ маузер!») обеспечивают стихотворению силу правдивой, откровенной речи. Кроме того, эти приметы обретают масштабность, которую можно было бы назвать вселенской.

В «Левом марше» именно художественные средства передают столь характерную для той поры атмосферу митинга, на котором возникающее у людей чувство единения вызывает желание встать в строй вместе со всеми. В этой митинговой речи Маяковского исключительную роль играют выразительные детали, характеризующие время:

Пусть бандой окружат нанятой,
стальной изливаются леевой,-
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!

В 1918 году Россия находилась в трудной для нее ситуации: так и не выйдя из кровопролитной первой мировой войны против Антанты, страна после Октябрьской революции была раздираема внутренними противоречиями. Чтобы поднять боевой дух армии, Маяковский отправился на встречу с матросами, и по пути буквально за полчаса набросал «Левый марш», почти сразу сложившийся в голове.

В стихотворении звучит призыв к действию. Пожалуй, это первый опыт агитационной поэзии. Позже появятся знаменитые «Окна РОСТа». А пока слышна все ускоряющаяся поступь времени:

Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!

Рефрен «Левой! Левой! Левой!» задает ритм. Перед глазами читателя проходят не просто солдаты и матросы – идут уверенные в своей правоте революционеры, готовые отстоять право на светлое будущее:

Клячу истории загоним.

«Левый марш» дает представление о том, как входит в поэзию «новая стихия языка». Поэт выбирает лишь те слова, что могут прозвучать с трибуны перед народом. Поэтому весь строй стиха утверждает необходимость железной дисциплины. Именно поэтому Маяковский отдает предпочтение громкому слову: приказу, команде, риторическому вопросу. Как всегда, использует аллитерацию («горя горы», «мора море»), неологизмы («стальной леевой», «взгляд орлий»), вульгаризмы («пялиться», «клячу»).

Важно отметить, что, несмотря на высокопарность или нарочитую грубость многих выражений, слова идут от самого сердца. Тон разговора, который используется для слушателей, призывный и одновременно доверительный. И хотя впоследствии Маяковский сделал стих настоящим оружием, его произведения могли и взволновать, и побудить к действию, и, говоря словами самого поэта, позволяли «внедряться в тот участок мозга, сердца, куда иным путем не влезешь, а только поэзией».

Кожен з нас має право на щасливе майбутнє, на право вибирати і судити, мати своє місце в суспільстві. На цю тему було написано безліч художньої та наукової літератури, багато з них стали бестселерами. Майбутнє може мати руйнівні наслідки, але так само може додавати в наше життя багато більше гарних і світлих речей. Ми - ключ до світлого майбутнього, але як же цим скористатися?Ми мусимо все змінити! Змінити прямо зараз. Для цього нам просто треба бути добрішими, навчиться з гідністю виконувати свою роботу, доводити справи до кінця і бути креативніше. Потрібно допомагати тому, хто дійсно цього п

Николая Гумилева нередко называют «аристократом», «рыцарем» и «паладином» поэзии «серебряного века». Этот человек сумел добиться выдающихся успехов в литературной деятельности. Вся его жизнь окутана загадочностью и таинственностью. В молодости, как признал сам Гумилев он был очень некрасив и застенчив. Однако более поздние фотографии свидетельствуют об обратном. С них на нас смотрит святящееся красотой и благородством лицо поэта. Современники вспоминают безупречную выправку поэта, его выраженное «джентльменство». Николай Гумилев довольно рано увлекся поэзией и уже в гимназии выпустил свой перв

Чи ставили ви коли-небудь собі питання: «А як я, конкретна людина, можу допомогти природі?»Говорити загальні фрази про важливість взаємодії людини і природи, про те, що ми - це невід"ємна частинка природного середовища, про споживчому відношенні до неї і навіть про серйозні екологічні проблеми - досить легко. А ось що робити, нехай не у вселенських масштабах, але постійно - досить складно.Почнемо з самого простого. Побув на лоні природи - прибери все сміття за собою. Важко? Немає. Але чому ж тоді в лісі, на березі річки або озера, на узбіччях доріг - гори пластикового посуду після пікніків, ко

Разделы: Литература

Цель урока:

  • Обучающая – знакомство учащихся с эстетикой и поэтикой послереволюционного творчества В. Маяковского; подготовить учащихся к осмыслению трагедийного характера мироощущения пота в послереволюционный период творчества.
  • Развивающая – создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; умения в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию; умения видеть особенности художественной манеры поэта; формирование понятийного аппарата.
  • Воспитательная – создание условий для воспитания любви к русской литературе, неординарному поэтическому слову В. Маяковского; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать; умения работать в команде.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Вид урока : проблемно-эвристическая беседа.

Основные приемы: анализ художественного текста через анализ его видо-жанровых особенностей, тропов и фигур; новаторских приемов автора

Оборудование : Фотопортреты В.В. Маяковского, портрет Г.Уэллса, репродукция картины А.Рылова “В голубом просторе” (1918 год); текст стихотворения В.В. Маяковского “Левый марш”; книга Г.Уэллса “Россия во мгле”, грамзапись стихотворения, рабочая тетрадь по литературе, “Словарь литературоведческих терминов” (Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев).

Оформление доски: портреты писателя, репродукция картины А. Рылова, эпиграф, тема урока, план работы, словарь к теме.

Эпиграфы:

Уверен, что не скроют тучи солнца, нет, не скроют!
М.Горький. Буревестник

..где,
Когда,
Какой великий выбирал
Путь, чтобы протоптанней
И легше?
В.Маяковский

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока. Целеполагание. План работы над темой:

Слово о писателе.

Традиции и новаторство Маяковского В.

- “Россия во мгле” Герберта Уэллса.

Прослушивание грамзаписи “Левого марша”

Работа с репродукцией картины А. Рылова “В голубом просторе”

Анализ стихотворения

Эстетика Маяковского -поэта

3. Вступительное слово подготовленного учащегося:

Ушел из жизни в роковом для поэтов возрасте – неполных 37 лет, как Александр Сергеевич Пушкин, Рембо, Байрон, Лорка, Хлебников. Звонкое имя Маяковского вписывается в этот печальный мартиролог.

На Владимира Маяковского судьба возложила задачу гигантской сложности – стать поэтом революции, поэтом нового общества, в какой-то мере – поэтом будущего.

Эта ноша, которую он с достоинством и рыцарской верностью нес на себе более 10 лет, оказалась непосильной для одного человека, и он рухнул под ее тяжестью, как та лошадь на кузнецком мосту, к которой он трогательно выразил сове хорошее отношение. Но наш сегодняшний разговор не о том, почему так рано износилась “машина души” поэта.

О Маяковском написано огромное количество книг и исследований. Большинство – о поэтике его лирики и о дореволюционном творчестве. Среди них есть блестящие. Но уязвима общая концепция творческого пути поэта, которой помешала сталинская оценка Маяковского как лучшего, талантливейшего поэта советской эпохи и последующая его канонизация.

Во 2 половине 80-х годов наступило время прозрений. Ученые – филологи с энтузиазмом бросились заполнять белые пятна на карте литературы XX столетия. Часто оценки делаются на эмоциональном уровне, как это случилось и с Луначарским, Горьким, когда выбор, сделанный людьми в пользу революции, ставится им в вину.

Мол, Маяковский самоотверженно бросился в услужение революции, когда она свершилась, но постепенно стал служить не революции, а власти. Но советская власть означала для Маяковского революцию. И факты говорят, что служба идеалам Советской власти расходилась с отношением Маяковского в реальной власти по мере деформации ее революционной сути.

Революционный пафос поэзии Маяковского словно заранее был запрограммирован на это время – время революций.

4. Слово учителя: Герберт Уэллс, который приехал в Советскую Россию в конце августа 1920 г., в своем произведении “Россия во мгле” писал: “Самое потрясающее из впечатлений, испытанных нами в России, - это впечатление величайшего и непоправимого краха”. Английского писателя увиденные им люди поразили болезненным и подавленным видом. В Петербурге, где нет иного транспорта, кроме редких переполненных трамваев, все носят старые, прохудившиеся сапоги. Полураздетые жители разоренного и разрушенного города живут впроголодь. Страну захлестнул ураган насилия. Ленина, который видит Россию, залитую электрическим светом, Уэллс назвал “кремлевским мечтателем”. Для него существовала одна Россия – “Россия во мгле”.

5. Беседа по картине “В голубом просторе” (подготовленный ученик): на картине изображена не какая-то местность, а романтическая страна счастья, которая обладает русским обликом, душевно родственна России. Это спокойно плещущее море, этот странный гость – парусник, приносящий сюда призраки далеких странствий, эта цепь покрытых снегом горных кряжей, открытых сверкающему сиянию солнца, - все это непривычное сочетание деталей создает какое-то не имеющее строго определенных аналогий и соответствий зрелище...Стремление художника к образам идеально-праздничного плана в таком вот сдвиге и отлете от конкретности. Перед нами воображаемый, блаженный край. Могучий, величественный полет лебедей в синеве высоких небес определяет высокую выразительность картины. Ее пейзажная часть – метафорическое царство красоты и счастья, мотив полета вполне может быть трактован как разновидность традиционного шествия по пути к радости и гармонии. Художника интересовало не случайное впечатление, а глубинное чувство устремленности к светлым, прекрасным горизонтам в самых коренных, “вечных” его чертах.

Вывод делаются учителем: Эта устремленность к светлым горизонтам, “в завтра”, вперед – лейтмотив послереволюционной поэзии и В. Маяковского. Уже зная не только, “что такое хорошо”, но и “что такое плохо”, уже ощущая всю силу сопротивления “дряни” и “прозаседавшихся”, В. Маяковский оставался верен этому стремлению в светлым идеалам. “Солнечный край непочатый” - это было сказано в 1918 году.

6. Звучит грамзапись “Левого марша”: Чтение и комплексный анализ стихотворения “Левый марш”.

Говоря о своем творчестве, Владимир Владимирович Маяковский подчеркивал, что он тщательно работает со словом, не позволяет себе небрежности в написании стихов. Само время сформировало поэта-трибуна, страстного борца за лучшее будущее.

Уже с первых шагов в поэзии Маяковский знал, что его произведения не просто продолжение классических традиций, а новое слово, которое в переломную эпоху должно и зазвучать по-новому.

Стихи Маяковского - это своеобразные манифесты, монологи поэта “о времени и о себе”.

Стихотворение “Левый марш” очень характерное для Владимира Владимировича. В нем поэт отразил свой взгляд на историю, на быстро меняющиеся условия жизни, оттого лексика и внутренний ритм стихотворения чрезвычайно динамичны. Автор сочетает литературную лексику с разговорной, что позволяет ему быть близким и понятным широкому кругу читателей. С первых же строк стихотворения поэт задает высокий темп, подчеркивая напряженность и ответственность исторического момента.

Разворачивайтесь в марще!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.

Бескомпромиссность политической борьбы Маяковский юдчеркивает категорическими выпадами, порой эпатируя своих слушателей и оппонентов.

Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу историю загоним.
Левой!
Левой!
Левой!

В. В. Маяковский прекрасно знал силу слова, его воздействие на слушателей. Отсюда краткость, выразительность и образность его стихов. Многословию сейчас не место. Надо быть понятным широкому кругу слушателей и читателей, чтобы вести их за собой, организовать на “бой и на труд”.

Главная идея стихотворения - воодушевить матросов, идущих на защиту революции, внушить им веру в необходимость их борьбы и в неизбежность победы. Поэт не скрывает, что это сражение будет трудным и кровопролитным, но верит, что Россия выстоит в этой нелегкой борьбе.

Пусть бандой окружат нанятой,
Стальной изливаются леевой,-
Левой!
Левой!
Левой!

А затем от конкретного случая поэт переходит к широкому обобщению, призывая пролетариат всего мира к объединению.

Глаз ли померкнет орлий?
Крепи
у мира на горле
пролетариата пальцы!

Стихотворение читается на одном дыхании, рифма его подчинена ритму марширующих матросов, защитников революции, которых поэт напутствует в решительный бой. Они предельно собранны и готовы к борьбе, и так же чувствует себя Маяковский, органически связанный со своим народом. В едином порыве, помогая борцам революции, он вселяет в них уверенность, поддерживает отстающих и сбившихся с шага.

Грудью вперед браво!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!

“Левый марш” - одно из известнейших стихотворений Владимира Маяковского, сразу же завоевавшее популярность среди революционно настроенной молодежи. Уже в начале 20-х годов оно было переведено на многие иностранные языки как один один из наиболее ярких образцов поэзии первых лет революции. Стихотворение было задумано еще в 1917 году. А написано было специально для выступления перед матросами бывшего “Гвардейского экипажа” (так называлась воинская часть особого назначения) 17 декабря 1918 года. Отсюда его подзаголовок “Матросам”. Существует легенда, согласно которой стихотворение было написано В. Маяковским “на извозчике”, что, несомненно, является художественным преувеличением. Оно построено в форме беседы, хотя с первых строк поэт предупреждает, что “Словесной не место кляузе”.

Стихотворение “Левый марш” оказалось удивительно созвучно времени (даже дата написания произведения указана абсолютно точно и враг молодого государства также предельно конкретизирован) и своей темой становления молодой Советской власти во вражеском окружении, и своей идеей единения лирического героя с революционными массами, разговора о главном для поэта: об ожесточённых битвах, о накалённой атмосфере эпохи, о необходимости революции, действия; и своим звучанием, и своей тональностью..

Интонации ораторской речи (обилие риторических вопросительных и восклицательных конструкций: (“Разворачивайтесь в марше!”; “Левой! Левой! Левой!; “За океаны!”; “У броненосцев на рейде ступлены острые клыки?!”; “России не быть под Антантой!”; “Глаз ли померкнет орлий?”; В старое станем ль пялиться?”; “Грудью вперед бравой!”; “Кто там шагает правой?”); глаголы повелительного наклонения (“разворачивайтесь”, “загоним”, “рейте!”, “Грудью вперед бравой!”, “печатай”, “крепи”, “оклеивай”), многочисленные обращения (“Тише, ораторы!”; “Ваше слово, товарищ маузер”; “Эй, синеблузые!”) звучат как призыв к решительным действиям.

Читая строки, видишь, как время спрессовывается, все чувства обостряются. Некогда думать и рассуждать - надо действовать. Поэт предупреждает своих "слушателей”, что наступил решающий момент. Молодая страна в опасности, ей грозят интервенты, но, объединившись, защитники родины должны выстоять и победить. В этом уверен поэт и мы, его читатели.

Пусть,
Оскалясъ короной,
Вздымает британский лев вой.
Коммуне не быть покоренной.
Левой!
Левой!
Левой!
Пусть бандой окружат нанятой,
Стальной изливаются лавой, -
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!

Форма стихотворения соответствует поэтическому темпераменту и стилю поэта. Четкость шага защитников родины подчеркивается рефреном - “Левой! Левой! Левой!”, который звучит как команда к бою. Рефрен. Наполняет оптимизмом, призывает к действию, к объединению. Маузер, банда нанятая - художественные детали, характеризующие эпоху.

Идут не просто солдаты и матросы, а уверенные в своей правоте и силе сознательные революционеры. Они смогут повергнуть самых сильных врагов, отстоять свое право на существование. Некогда защитникам оглядываться назад, надо выполнять свои обязанности, не сбиваясь с намеченного пути и ритма:

Глаз ли померкнет орлий?
В старое ль станем пялиться?
Крепи
У мира на горле
Пролетариата пальцы!
Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!

Из средства художественной выразительности, использованных автором, наиболее характерными являются окказионализмы, военная лексика (“марш”, “маузер”, “броненосец”), т. к. обращался к революционным матросам); эпитеты, выраженные существительными (“за мора море”, “за горами горя”), контрастная лексика - смешение разговорного и публицистического стиля (“Клячу истории загоним”); фонетическая резкость: “Довольно жить законом”; “Клячу истории з агоним”.

Выводы (делаются учащимися совместно с учителем):

Таким образом, мы отчетливо видим, что Маяковский не преуменьшалтрагедийность времени - “Горы горя. Голод. Мора море” - но он смотрит вперед. А там, “за горами горя, солнечный край непочатый”. Этим солнечным светом наполнено все, написанное им в том году, когда Г. Уэллс приедет в Россию –“Стена теней, ночей тюрьма под солнц двухстволкой пала” (“Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче”).

То, о чем рассказал Г.Уэллс, Маяковский не только видел – испытал на себе. Достаточно вспомнить картины жизни того времени в поэме “Хорошо!”: “Мы – голодные, мы – нищие”, “...есть революция, а нету масла”. И все-таки, и несмотря на ни на что, и вопреки всему – “стихов и света кутерьма” и “Светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой - и солнца!”

7. Подведение итогов урока посредством заполнения “Индивидуальных карт обратной связи”, которые потом анализируются учителем (см. Приложение 2).

Литература.

  1. Жив ли Маяковский. Н. Миронова. - М.: “Первое сентября “Литература” №1, 2001.
  2. Заметки о Маяковском// Новое о Маяковском. Харджиев Н.И. – М.: Издательство АНСССР, 1958. – т.1. – 430 с.
  3. Изучение лирики в школе. Книга для учителя. Медведев В. П. – М., 1985.
  4. Изучение литературного произведения в школе // Анализ литературного произведения / Под ред. Л. И. Емельянова, А. Н. Иезуитова. – Л., 1976. – 235 с.
  5. Изучение художественных произведений в их родовой специфике // Проблемы преподавания литературы в средней школе. Богданова О. Ю., Демидова Н. А. – М., 1985. – 126 с.
  6. Историзм школьного курса литературы. Курдюмова Г.Ф. – М., 1974.
  7. Лирический герой ранней лирики В.В. Маяковского. Готовимся к сочинению. О. Ерёмина. - М.: “Первое сентября “Литература” N9, 2005.
  8. Маяковский В. Сплошное сердце: стихотворения и отрывки из поэм / сост. предислов. и примеч. Вл. Смирнова. – М.: Детская литература, 1983.
  9. Маяковский и проблемы новаторства / Отв. ред. В.О. Перцов . - М.: Наука, 1966. - 288 с.
  10. Маяковский: Жизнь и творчество (1893-1917). Перцов В. - М.: Наука, 1969. - 366 с.

«Левый марш» Владимир Маяковский

Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!

Эй, синеблузые!
Рейте!
За океаны!
Или
у броненосцев на рейде
ступлены острые кили?!
Пусть,
оскалясь короной,
вздымает британский лев вой.
Коммуне не быть покоренной.
Левой!
Левой!
Левой!

Там
за горами горя
солнечный край непочатый.
За голод
за мора море
шаг миллионный печатай!
Пусть бандой окружат нанятой,
стальной изливаются леевой,-
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!

Глаз ли померкнет орлий?
В старое станем ли пялиться?
Крепи
у мира на горле
пролетариата пальцы!
Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!

Анализ стихотворения Маяковского «Левый марш»

Одной из причин, по которой в России произошла революция 1917 года, историки называют бессмысленную и кровопролитную первую мировую войну, в которую страна была втянута из-за тщеславия царя Николая-II. Однако даже после того, как в стране произошла смена власти, война не закончилась. Вплоть до 1919 года войска Антанты пытались завоевать Россию, считая, что для этого настал весьма удобный момент – страна, разрываемая внутренними распрями, ослабла настолько, что уже не могла дать достойного отпора врагам. Идет 1918 год, один из самых сложных в жизни нового советского государства. Правительство во главе с Лениным не признает ни одна страна, поэтому о заключении мирного соглашения пока не может быть и речи. Остается одно – воевать и с оружием в руках отстаивать независимость России. Именно в эти дни Маяковский пишет свое знаменитое стихотворение «Левый марш», призванное укрепить боевой дух разношерстной и разбегающейся по домам русской армии.

Рассказывая об истории создания этого произведения, поэт признался, что оно было написано буквально за полчаса, пока автор ехал в пролетке на встречу с питерскими матросами. Отсюда и столь необычная поэтическая форма, и постоянно повторяющийся рефрен: «Левой! Левой! Левой!». Маяковскому нужно было укрепить боевой дух солдат, которые устали от войны и надеялись на то, что после революции она закончится. После победы пролетариата никто не хотел воевать, так как солдаты и матросы, набираемые в царскую армию из простых крестьян, мечтали вернуться домой и получить обещанную землю. Убедить их в необходимости вернуться на фронт как раз таки и являлось задачей поэта.

Сегодня трудно судить о том, насколько успешно Маяковский с ней справился. Однако стихотворение «Левый марш» является ярким примером агитационной поэзии того времени . Каждая строчка произведения – это призыв к действию, и автор напрямую заявляет о том, что пришло время принимать решительные меры. «Ваше слово, товарищ маузер», — заявляет Маяковский, намекая на то, что пустой болтовней невозможно разбить врагов, и утверждая при этом, что «коммуне не быть покоренной». Автор призывает армию «печатать шаг», чтобы как можно скорее закрепить «у мира на горле пролетариата пальцы». И в этом призыве нет кровожадности либо фанатизма, так как на кон поставлена только что обретенная свобода страны, которую поэт искренне считает самой лучшей и справедливой.

При этом Маяковский понимает, что воевать придется не только с внешними, но с внутренними врагами. Поэтому в стихотворении он саркастически вопрошает: «Кто там шагает правой?», указывая на многочисленные политические течения, выступающие против революции . Поэт убежден, что разногласия среди солдат и моряков в этот непростой период могут оказаться даже более опасными, чем всевозможные происки Антанты. И оказывается прав, так как после окончания Первой мировой войны в России еще несколько лет продолжается война гражданская.

Конечно, в 1918 году Маяковский все еще идеализирует революцию, хотя и понимает, что она превращается в кровавую бойню . Однако автор убежден, что человеческие жертвы – это неизбежная дань, которую следует уплатить ради того, чтобы дать жизнь другим людям, свободную и счастливую. На самом же деле революции с ее благими намерениями и вполне здравыми идеями суждено будет превратиться в фарс и отбросить Россию в экономическом развитии примерно на век назад. Но до столь печальных последствий переворота Маяковскому не суждено будет дожить, и он до самого последнего дня будет верить в торжество социалистической справедливости.

Ни с чьей больше не спутаешь. Его стих может быть в разной степени выразительным, но никогда не бывает вялым: поэт рассчитывает не столько на со-чувствие, сколько на со-участие своего читателя. Сила лирики, по мнению поэта, в ее заряженности большим чувством или большой идеей. В своих стихах Владимир Маяковский никогда не рассказывал, не сообщал – он в чем-нибудь убеждал или что-то доказывал.

Проникнутая агитационным пафосом, обращенная к миллионам (не меньше!), «митинговая», по словам А. Луначарского, поэзия Маяковского ищет путь к каждому сердцу. При этом он всегда умудрялся найти «человечье» слово, которое способно «подымать, и вести, и влечь…»

Новаторство Маяковского проявилось и в неологизмах, и в особых метафорах, построенных не на сходстве, а скорее, на отдалении образов друг от друга. Но чтобы зазвучал в тонической системе стих Маяковского, нужна была новая форма. Так появилась знаменитая «лесенка» - разбивка на короткие отрезки, чтобы точнее выразить для читателя все оттенки поэтической речи.

Претерпевает изменения и лексика. Едва ли не впервые в истории вызывающе грубо прозвучал голос толпы, ведь раньше «корчилась улица безъязыкая», а теперь она громко заявила о себе, о своем праве занять место в новом мире. В поэзию все решительнее врывается грубая, подчас вульгарная, действительность, при этом высокая патетика может сливаться с бытовой конкретикой, тогда стих лишен как приземленности, так и лишней высокопарности.

Именно таков «Левый марш» - стихотворение, которому будет посвящен анализ. Стихотворение, которым заявила о своем рождении поэзия революции. «Левый марш» - это мужественное свидетельство участника происходивших тогда ожесточенных битв, позволяющее почувствовать накаленную атмосферу эпохи. Разговор ведется здесь о самом главном. Детали, приметы эпохи («ораторы» , «товарищ маузер!» ) обеспечивают стихотворению силу правдивой, откровенной речи. Кроме того, эти приметы обретают масштабность, которую можно было бы назвать вселенской.

В «Левом марше» именно художественные средства передают столь характерную для той поры атмосферу митинга, на котором возникающее у людей чувство единения вызывает желание встать в строй вместе со всеми. В этой митинговой речи Маяковского исключительную роль играют выразительные детали, характеризующие время:

Пусть бандой окружат нанятой,
стальной изливаются леевой,-
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!

В 1918 году Россия находилась в трудной для нее ситуации: так и не выйдя из кровопролитной первой мировой войны против Антанты, страна после Октябрьской революции была раздираема внутренними противоречиями. Чтобы поднять боевой дух армии, Маяковский отправился на встречу с матросами, и по пути буквально за полчаса набросал «Левый марш», почти сразу сложившийся в голове.

В стихотворении звучит призыв к действию. Пожалуй, это первый опыт агитационной поэзии . Позже появятся знаменитые «Окна РОСТа». А пока слышна все ускоряющаяся поступь времени:

Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!

Рефрен «Левой! Левой! Левой!» задает ритм. Перед глазами читателя проходят не просто солдаты и матросы – идут уверенные в своей правоте революционеры, готовые отстоять право на светлое будущее:

Клячу истории загоним.

«Левый марш» дает представление о том, как входит в поэзию «новая стихия языка». Поэт выбирает лишь те слова, что могут прозвучать с трибуны перед народом. Поэтому весь строй стиха утверждает необходимость железной дисциплины. Именно поэтому Маяковский отдает предпочтение громкому слову: приказу, команде, риторическому вопросу. Как всегда, использует аллитерацию («горя горы» , «мора море» ), неологизмы («стальной леевой» , «взгляд орлий» ), вульгаризмы («пялиться» , «клячу» ).

Важно отметить, что, несмотря на высокопарность или нарочитую грубость многих выражений, слова идут от самого сердца. Тон разговора, который используется для слушателей, призывный и одновременно доверительный. И хотя впоследствии Маяковский сделал стих настоящим оружием, его произведения могли и взволновать, и побудить к действию, и, говоря словами самого поэта, позволяли «внедряться в тот участок мозга, сердца, куда иным путем не влезешь, а только поэзией».

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского

Как известно, В.В.Маяковский всем сердцем принял октябрьскую революцию и отдал ей в услужение всю силу своего энергетически мощного, громкого, эпического таланта. Поэтому, несмотря на устаревшую идеологическую наполненность, его стихи и сейчас остаются принадлежать к лучшим лирическим манифестам на все времена. Ярким примером тому является стихотворение 1918 года «Левый марш».

Интересна история создания этого стихотворения. Оно имеет подзаголовок «Матросам», и это не случайно. Дело в том, что в декабре 1918 года поэта пригласили выступить

Перед матросами, и он по пути к ним на встречу, едя на извозчике, написал это стихотворение.

Как всегда, у В.В.Маяковского ломаная энергия его строк бьет напором. Но здесь к этой энергии еще добавляется ритм, четко заданный строевой командой, которая повторяется в конце каждой строфы: «Левой! Левой! Левой!». И, по сути, каждая строфа – это отдельный лозунг, отдельная злободневная тема – будь-то борьба с Антантой или свержение законов, заложенных еще Адамом и Евой – на которую поэт отвечает одним ответом – маршем.

Это – не просто строевой ход, это – вызов всему миру: врагам революции, «кляче истории»,

«горам горя». Желание покорить, обуздать весь мир четко прописывается поэтом: «Крепи у мира на горле пролетариата пальцы!».

Время пустых слов уже прошло – «тише, ораторы!» – и место ему уступает вооруженная борьба – «Ваше слово, товарищ маузер». Конечно, сейчас Маяковского можно с легкостью упрекнуть в поощрении и даже воспевании насилия, но в то время защита интересов революции с оружием в руках воспринималась как острая необходимость, важное и нужное дело. На эту идею работает и четкая политическая лексика стиха: коммуна, британский лев, флагами.

Поэт использует немного эпитетов, можно привести лишь «словесную кляузу», «острые кили», «шаг миллионный». Зато стихотворение переполнено глаголами для того, чтобы создать движение, нужную динамику бескомпромиссной политической борьбы.

Так, в небольшом (как для традиционных стихов Маяковского) «Левом марше» поэту удалось создать и четкую картину исторического момента, и яркий призыв к действию.